intervyu-s-melitinoj-stanyutoj
«Я бы не стала такой Мелитиной Станютой, если бы не спорт». Эксклюзивное интервью с Заслуженным мастером спорта по художественной гимнастике

 

Мелитина Станюта – одно из самых примечательных имён в белорусском спорте. На гимнастическом ковре Мелиту отличала необыкновенная грациозность и умение превратить упражнение в мини-спектакль, что всегда восхищало зрителей. А спортивное мастерство, трудолюбие и настойчивость, с которой она шла к своим целям, выливались в медали чемпионатов мира и Европы, этапов кубка мира и гран-при. Мелита завершила спортивную карьеру три года назад в статусе Заслуженного мастера спорта, но до сих пор является желанной гостьей на мастер-классах в любом уголке мира, а упражнения, когда-то исполненные ею, вдохновляют уже новое поколение гимнасток. Она сумела сделать так, что фамилия Станюта теперь ассоциируется не только с театральной сценой и киноэкраном, где в прошлом столетии блистала прабабушка Мелиты – Стефания Михайловна. Мелитина Станюта – это героиня совершенно другой сферы жизни, спортивной, по-своему яркая и узнаваемая.

Как и большинство «художниц», Мелита рано начала заниматься гимнастикой. Поэтому ей хорошо знакомы все трудности и радости детского спорта. Воспоминания о спортивном детстве и уже взрослое переосмысление тех лет, наверняка, окажутся очень полезными для теперешних юных спортсменов и их родителей.

— Говорят, у профессиональных спортсменов не бывает детства. А у тебя оно было?

— Да, у меня было детство, причем, уникальное. У меня не было поездок в какие-то оздоровительные лагеря — «Зубрёнок», «Чабарок»… Но у меня были «Раубичи». Причём, до реконструкции, во время реконструкции, после реконструкции. Этим летом я туда приезжала на благотворительный турнир награждать детей, которые проходят лечение от онкологии. Такие странные чувства от этих мест, где я провела часть своего детства… Мы и кросс там до пляжа и обратно бегали, и по кладбищу бегали. Это было крутое детство. У меня оттуда много хороших подруг, с которыми я общаюсь с трех лет. Обычное детство может быть у всех. А уникальное, спортивное – нет.

История того, как Мелита Станюта попала в спорт, не похожа на большинство других. Свою роль сыграли воля случая, а также опытный тренерский взгляд Светланы Васильевны Бурдзевицкой, способной рассмотреть талант в ребенке на расстояние нескольких десятков метров.

— Мы с мамой гуляли недалеко от спорткомплекса «Динамо», а Светлана Васильевна откуда-то заметила меня. В итоге она предложила маме попробовать дочку в гимнастике. Моя мама согласилась, хотя, честно, не знала «с чем вообще едят» эту гимнастику, потому что она всегда хотела, чтобы я была фигуристкой. Фигурное катание нравилось и ей, и мне. Вот так я «пробовала» двадцать лет…

— Когда ты поняла, что с художественной гимнастикой всё серьёзно?

— В детстве, до школы, я занималась не только гимнастикой, но и танцами, рисовала, учила английский. Что-то постепенно отпадало. Я точно знала, что мне нравится двигаться, что гимнастика и танцы – это моё, и не могла выбрать. Когда началась уже школа, надо было оставлять что-то одно. Получилось так, что на танцах поменялась преподаватель, новая мне не понравилась. Поэтому вопросов не осталось – гимнастика.

Однажды, когда мне исполнилось десять лет, мама спросила: «Или мы серьёзно учимся (а мне нравилось учиться), или остаёмся в гимнастике?» Десять лет – это тот возраст, когда уже берут или не берут в молодёжную сборную. Стоял вопрос идти к Лукьяненко с Лобач (тренеры национальной сборной Беларуси – прим. автора) или не идти. И всё-таки выяснилось, что меня берут на просмотр, оставляют. И я сказала: «Мама, конечно, гимнастика!» На что она мне ответила: «Я тебя предупреждала, что будет очень тяжело. И теперь не говори, что ты не слышала». Наверное, этот разговор дал мне осознание того, что это мой сознательный выбор. Надо было двигаться дальше.

— Ты была прилежной ученицей? Никогда не пропускала тренировки, не выдумывала себе мнимые болезни?

— Скорее, прилежной. Большую роль играют лидерские качества. Ещё в детской группе у Светланы Васильевны Бурдзевицкой я знала, что у меня многое получается, и понимала, что должна показывать какой-то пример. Потом был сложный период с десяти до тринадцати лет. Тогда я тянулась за лидерами. У нас была Настя Иванькова (двукратный призер Олимпийских игр в групповых упражнениях – прим. автора), она терпела до последнего. Никогда не позволяла себе расплакаться. Она отворачивалась от тренера, чтобы никто не видел её слёзы. И я поняла, что хочу быть, как Настя. Потом пришло время Любы Черкашиной (бронзовый призер Олимпийских игр 2012 года – прим. автора), а я была ещё маленькой, вторым номером. Я видела, как она, первый номер, ведёт себя, и меня это стимулировало. Все смотрят на лидера, конечно же, и она должна быть примером. Если хочешь быть лидером, то будь, как она. А мы же все хотели… Я на лидеров смотрела и понимала, что надо терпеть, быть честной с собой и другими.

К Мелите достаточно рано пришла слава. В конце 90-х в Минске начали проводиться детские турниры по художественной гимнастике «Baby Cup», где Станюта на протяжение нескольких лет становилась победительницей. Однако внимание зрителей и прессы привлекали не только спортивные успехи девочки, но и знаменитая фамилия.

— На тот момент я не понимала, зачем у меня берут какие-то интервью, меня зачем-то фотографируют… Я иногда даже не понимала, кто моя прабабушка. Бабушка и бабушка, да – классная, да – актриса. Но я не осознавала этого масштаба. Это произошло позже, в тот самый сложный период с десяти до тринадцати лет. И, наверное, это было правильно. Иначе я могла бы «зазвездиться». Не знаю, кто был мудрее: судьба или тренеры. Меня как-то немного опустили: «ты хороша, но есть получше». И это уже надо было доказывать своей работой.

— За что ты больше всего благодарна своему первому тренеру?

— Да за всё. Как говорят, ты отдаешь ребенка не в спорт, а тренеру. Первый тренер должен влюбить ребенка в это дело, будь то фигурное катание или бег. И у Светланы Васильевны это получилось. Потом я могу сказать, что она даёт классную базу. Даже сейчас я смотрела на её детей – на сборе, который проходил у нас в Минске, на Бэби Кап – и видела, что база, которую должен дать первый тренер, очень хороша. Но я считаю, если ты не влюбил ребенка в то, чем занимаешься, то ты не можешь быть первым тренером.

— Какие советы, пройдя весь спортивный путь, ты дала бы маленькой Мелите?

— В чуть более старшем возрасте у меня был момент какого-то недоверия. Наверное, сыграла роль мнительность. Когда меня не посылали на международные соревнования, хотя я побеждала на турнирах в Минске, я думала, это способ выжить меня из зала. Что тренер сама не может сказать, что я им не подхожу, а мне должно быть так плохо, чтобы я не выдержала и ушла. Поэтому я бы сказала себе больше доверять и слушать.

В карьере Мелитины Станюты были не только медали и яркие моменты, но и травмы, минуты отчаяния… Любой любящий родитель захочет оградить своего ребёнка от возможного негатива. Но, к сожалению, это вечные спутники профессионального спорта.

— Скажу так, есть физическая культура, есть спорт. У нас сейчас существуют платные группы, школы, где можно заниматься для себя. У девочки будут развиваться координация, пластика, растяжка, чувство ритма, элегантность – всё то, что поможет ей в будущем. Но родитель должен понять, чего он хочет от ребёнка. Если он хочет сделать из неё чемпионку, большого спорта без травм, без преодолений не бывает. Никакого. У каждого вида есть свои специфические моменты. Да, художественная гимнастика – очень травмоопасный вид спорта. Случаются мелкие травмы, потому что, когда идет перестройка организма – резкий рост, гормональная перестройка – нет времени, чтобы «отсидеться». Нужно постоянно находиться «в топе». Поэтому нужно решить: если вы хотите, чтобы ваша дочь была высококлассной спортсменкой, вы должны понять, что это – жертва. Нужно жертвовать временем, нужно преодолевать себя.

Обязательно нужно послушать ребёнка: а надо ли ему это? Может, спорт – это вообще не его. Не ломайте жизнь и психику ребёнка. Но тут тоже тонкая грань. Возможно, гимнастика – не её, потому что лень или больно? Все ж дети боятся боли, хотят развлекаться. Здесь надо глубже смотреть, прислушиваться к тренеру, который тоже многое может сказать. Грамотный тренер, если заметит, что у ребёнка нет способностей к гимнастике, посоветует что-то другое. Вообще художественная гимнастика – один из тех видов спорта, где успех зависит, конечно, от трудолюбия, от тренера, от того, как сойдутся звёзды, но самое главное, — от физиологии ребёнка. Допустим, вы привели первого сентября свою девочку на тренировку. В январе дочка условной Маши села на шпагат, а ваша – не села. Не надо винить тренера, что она выделяет кого-то. Просто существуют тугие суставы, дисплазия бёдер, вообще способности. Поэтому очень многое зависит от исходных данных.

Кстати, хочу обратиться к родителям. Сейчас порой люди узнают уйму информации, тренируют детей дома… В моей группе, как и во всех последующих, родители вообще никак не вмешивались в тренерскую работу. И, поверьте, всё получилось. Меня мама не тренировала, слушала тренера и всё.

— Ты судила последний турнир «Бэби кап», где выступали, в том числе, воспитанницы клуба «Маугли». Как ты относишься к подобной форме гимнастики, которую предлагает эта школа?

— Мы не знаем, как сложится судьба этих детей в будущем, но сейчас они могут двигаться, развивать координацию, общаться в особом кругу, где есть правильные ценности. Например, в спорте у нас были совершенно другие разговоры, чем в школе. Никакого «пойдём покурим», нет, мы всё про гимнастику… Это только в плюс. Я очень рада, что такие школы есть. Потому что в моём детстве подобного не было. И если мы шли, то мы уже шли в профессиональный спорт. Кто не выдерживал, тот уходил.

Вообще я считаю, что не надо зацикливаться на спорте. Если ребёнок хочет рисовать, играть на пианино, то уже здорово. Но на начальном уровне лучше пробовать всё. Особенно, когда есть время до школы. Существует мнение, что у детей должно быть детство. Но я считаю, что детство тогда, когда ты можешь всё попробовать до школы, понять, что нравится или не нравится. Здесь ребёнок побегает – классно, он будет сильнее. Ведите в такие клубы. Но при этом родители должны чётко понимать свои амбиции. Если вы хотите чемпионку, то у нас есть школы олимпийского резерва. Но, опять-таки, важны способности. Иначе можно просто сломать детскую психику.

Я не могу сказать, за спорт я или физическую культуру… Я за правильное воспитание. А спорт – это его важная часть, которая в нашем современном мире гаджетов, вседозволенности и псевдокумиров даёт очень многое. Родители мне тоже многое давали, но половина моего воспитания – спортивная. Я бы не была такой Мелитиной Станютой, если бы я с детства не находилась в спортивном кругу.

Влада Сорокина