«Не бросайте дело на полпути!» Интервью с Романом Жарковым
Мы продолжаем знакомить вас с тренерами клуба «Маугли». Согласитесь, всегда интересно ближе узнать человека, которому доверяешь физическое развитие своего ребенка. Тренерский путь Романа Жаркова не совсем обычный. Он посвятил 11 лет спортивным танцам, стал мастером спорта по формейшн (это соревнования ансамблей по европейской или латиноамериканской программе), окончил педагогический университет. И, не имея личного профессионального опыта в спортивной гимнастике или акробатике, сумел подготовить высококлассных маленьких спортсменов, которые не затерялись на фоне воспитанников специализированных школ олимпийского резерва.
История Романа – это пример саморазвития и совершенствования. Его тренерская деятельность начиналась с оздоровительной гимнастики. Опыта в танцевальном спорте для этого направления было достаточно.
- Есть специфика гимнастики. Оздоровительная гимнастика предусматривает общую физическую подготовку. Сейчас для меня она уже как-то отдалена. Всё равно на моих занятиях присутствуют элементы акробатики, спортивной гимнастики. Оздоровительная гимнастика, на сколько я знаю, по своей сути, как лечебная физическая культура. И то и другое направлено на то, чтобы человека оздоровить, но там больше игры. На моих тренировках больше спортивного наполнения. Я уже не считаю, что у меня оздоровительная гимнастика, только если для двух-трехлетних малышей. Для детей четырех-пяти лет идет больше силовая подготовка. Что касается акробатических, гимнастических элементов, то я смотрел на тренеров, спрашивал, читал литературу, изучал видео. Постепенно, из года в год, подчёркивал для себя что-то новое, интересное, а затем свои знания применял в тренировках. Существует много разновидностей упражнений. Я смотрю не только русскоязычные каналы. На ютуб, в инстаграм достаточно много информации. Смотрю на американскую систему обучения, там много интересных упражнений. Может, они и применяются в гимнастике, но поскольку я не гимнаст, для меня это новое.
Естественно, использует Роман Жарков и свой собственный спортивный опыт, танцевальный. Его ученики учатся работать в такт, соблюдать ритм. Воспитанники, кстати, уже преподносят своему тренеру поводы для гордости.
- Некоторые мои ученики выступают и в кубке «Маугли» и других первенствах. Есть два мальчика. Один, занимался у меня с 2,5 лет и до сих пор посещает мои тренировки. Сейчас ему 9 лет, он участвовал раз пять в кубке «Маугли», занимал призовые места. А теперь уже занимается в СДЮШОР по спортивной гимнастике. И второй ребенок, с которым я занимался на протяжение четырех лет, сейчас он в акробатике и выступает в паре.
Подрастают в группе Романа Жаркова еще несколько талантливых ребят. Накануне Нового года в СДЮШОР «Кольца славы» проходило традиционное первенство для маленьких гимнастов, где воспитанники «Маугли», подготовленные Романом, заняли призовые места.
- Эти соревнования направлены на то, чтобы определить общую силу спортсмена, на сколько у кого крепкие руки, ноги, пресс, спина… Упражнения являются базовыми для того, чтобы в дальнейшем отобрать ребенка в профессиональный спорт. На фоне этих упражнений (подтягивания, удержания уголка, прыжки в длину) можно увидеть уровень развития ребенка и понять, насколько он крепок.
Вместе с успехами учеников растет и профессионализм тренера. Роман признается, что главное в его работе – развитие.
- Я не могу стоять на месте. Когда-то я не мог научить детей стойке на руках у стены, на голове, а сейчас я обучаю достаточно сложной акробатике. Для меня это третье «новогоднее» первенство. Первый «блин», естественно, был комом: не знаешь, куда идешь, какие будут дети, какие задания. Из года в год стараешься использовать какие-то свои наработки и начинаешь готовить к этим соревнованиям детей. Также были созданы так называемые «спецгруппы», в которых дети занимаются по полтора часа. В этих группах много времени уделяется как акробатике, так и подкачке и растяжке. За 45 минут в группе из 14-15 детей научить за полгода-год подтягиваться, обучить базовым акробатическим элементам тяжело. Кто-то болеет, кого-то нет, кто-то приходит новенький… Поэтому дети, которые заняли призовые места, – это дети из спецгруппы. Им уделяется больше времени, так как группы эти меньше – 7-8 человек (в обычной 14-16), а время занятий – в два раза больше.
Спортивные успехи – это уже вишенка на торте. Для начала же нужно сделать так, чтобы ребенок полюбил спорт. И у Романа Жаркова есть свои секреты мотивации.
- Детей мотивируют старшие дети. Они смотрят на детей, которые занимаются давно, и видят, чего могут достичь. Иногда ко мне приходит мой выпускник, показывает детям сложные акробатические связки: рондат, фляк, сальто назад. Дети с открытыми ртами сидят, им это нравится. Понятно, что они такому могут и не научиться, но они это видят. Их это мотивирует, и им хочется показывать хотя бы похожие результаты. Им это нравится: «посмотри, посмотри, я тоже так хочу!» Это один из факторов. И очень важно отношение родителей. Сейчас начали проводиться мотивационные первенства внутри клуба «Маугли». Иногда ставлю детей вместе, провожу тесты, эстафеты, мини-соревнования. Понятно, что это не вначале года, потому что малыши не адаптированы, друг с другом не раззнакомились, могут быть конфликты. А начиная с декабря – вполне нормально.
Сложности тоже порой приходится преодолевать. Для Романа главный вызов – найти контакт с ребенком, особенно очень маленьким, ведь работает он с детьми, начиная с двух-трехлетнего возраста.
- Все дети разные. И первые два месяца, когда дети новые, надо найти общий язык, притереться к друг дружке, это тяжело. Они не выдерживают, особенно малыши, родители не выдерживают. Приходит мама с ребенком. Она видит, что ее ребенок бегает, ничего не делает. Для нее это стресс. Она видит готовую картинку и то, что не вписывается в её видение и далеко от желаемого. Она не готова на это смотреть. И в 3-4 года ситуация похожая, но уже это видит ребенок, что он слабее других, и ему тяжело это принять. Поэтому мы с детьми разговариваем. С родителями разговариваем.
Но преодолев все трудности, всегда получаешь отдачу. Это и успехи детей, и собственный профессиональный рост.
- Самое приятное – это видеть результат, видеть, чего дети достигают, если сравнивать с сентябрём или прошлым годом. И, конечно же, довольные родители, которые не скрывают своих эмоций, выражают благодарность. Для себя я ставлю целью своё развитие, повышение знаний в гимнастике, акробатике. Дети тоже через полгода должны уметь выполнять что-то определённое. Такие цели есть, но это дети, случается разное, поэтому это не всегда срабатывает.
В связке тренер-ученик, особенно поначалу, присутствует еще одно важное звено – родители. От них многое зависит, как сложится спортивный путь ребенка.
- Прислушивайтесь к детям. Прислушивайтесь к тренерам, не бросайте дело на полпути, даже если ребенок нервничает, отказывается заниматься, разберитесь в этом. Не надо сразу опускать руки, говорить: «ну не хочешь – не надо». Разберитесь, почему он не хочет. Спросите, что его волнует, или что ему не нравится? Многие бросают на полпути, а потом, когда разбираются в ситуации, оказывается сущий пустяк, возможно, ребенку было в какой-то момент неприятно, его кто-то обидел. И от этого дети, которые на самом деле перспективные, бросают занятия. Не давайте им этого делать.