
Сергей Жуков: Сегодня мы обладаем математическими моделями и можем предсказать развитие таланта с большой долей вероятности
Спортом могут заниматься миллионы людей. Но выиграть Олимпийские игры, чемпионаты мира под силу лишь малой доли из них. А уж несколько раз подняться на пьедестал почета способны единицы. Слагаемых успеха много: трудолюбие самого спортсмена, грамотный тренер, хорошие условия для подготовки. Но нельзя отбрасывать и такой важный фактор, как наличие таланта.
Владимир Иссурин, доктор педагогических наук, профессор, автор книги «Спортивный талант: прогноз и реализация» определил спортивный талант как «особенную, исключительную способность, которая позволяет спортсмену достигать совершенства в его/её спортивной деятельности». Мы же побеседовали на тему спортивного таланта с доцентом Белорусского государственного университета физической культуры, кандидатом педагогических наук Сергеем Евгеньевичем Жуковым.
– Сергей Евгеньевич, что такое «талант в спорте»? Его можно унаследовать?
— Талант – это исключительные проявления. В спорте, я считаю, это несколько медалей на Олимпийских играх. Что касается наследуемости, то доказано только одно – от родителей передаются рост, длина конечностей, анаэробные способности, т.е. спринтерские. Они процентов на семьдесят могут проявиться, если мама и папа – спринтеры. Если родители отличались выносливостью, то чаще всего оказывается, что ребенок какие-то гены взял. Всё остальное — не доказано.
– Когда становится ясно, что у ребенка есть талант в том или ином виде спорта? Как это проявляется?
– Прежде всего, надо выделить три периода развития организма подростка: препубертатный, собственно пубертатный (период полового созревания) и постпубертатный. Пубертатный период оказывает значительное влияние на развитие человека, например, у девочек внутренние изменения происходят процентов на 30-40 (у мальчиков значительно меньше) и продолжаются после полового созревания. Поэтому сегодня мы говорим о том, что в видах спорта, в которых требуется гибкость, координация, надо развивать эти качества в ранние годы до пубертатного периода. В видах спорта на выносливость, особенно с силовым проявлением, необходимо дождаться и посмотреть, чем завершится период полового созревания. Закончится окостенение, формирование мышечного корсета, появятся другие способности.
Важную роль играет и биологический возраст. Сегодня есть девочки с очень ранним половым созреванием, особенно это касается южных стран, где они опережают сверстниц года на два. Девочки из северных регионов – Норвегии, Швеции – созревают на два года позже. И разница между девочками из Норвегии и Афганистана, например, может составлять 4 года. Поэтому «северные» виды спорта начинают позже проявлять свои качества.
Методикой точной диагностики признаков спортивного таланта до периода полового созревания спортивная наука сегодня не обладает. В период пубертата очень важно систематически отслеживать физическое и психическое развитие подростка: изменения антропометрических показателей, показателей биологического возраста, психологическую мотивацию к занятию спортом и т.д. А после полного формирования основных функций организма в постпубертатный период уже примерно процентов на восемьдесят можно говорить о таланте. Другими словами, до периода полового созревания талант можно выявить процентов на тридцать, при половом созревании – до шестидесяти. Особенно это касается циклических и скоростно-силовых видов спорта.
– Сколько времени необходимо, чтобы изучить предрасположенность ребенка к тому или иному виду спорта?
– Прежде всего это зависит от родителей. Если родители заинтересованы в успехе, они будут фиксировать в дневнике всю деятельность ребенка. Сегодня мы обладаем математическими моделями и можем предсказать развитие таланта с большой долей вероятности. Таланты существуют в каждом виде спорта. Многие выдающиеся спортсмены и их родители (та же Елена Хлопцева, олимпийская чемпионка в академической гребле) вели спортивные дневники, начиная с 8 лет. Кроме фиксации отдельных анатомических и физиологических показателей необходимо записывать результаты простейших двигательных тестов и особенно спортивных соревнований. К сожалению, тренеры у нас не всегда всё фиксируют. Если собрать такую информацию хотя бы за три года в пубертатном периоде развития, то современные математические и статистические методы позволят с достаточно высокой надежностью показать несколько вариантов развития физических качеств. Из них, при благоприятных внешних и внутренних факторах, проявится талант ребенка в определенных видах спорта. Информация, собранная на протяжении менее трех лет, не имеет такой надежности и доказательности. Самое важное – как можно подробнее всё фиксировать у девушек с 13 до 16 лет, а у юношей с 14 до 17 лет. Если тренеры и родители будут точно и систематично вести дневник, вероятность предсказать спортивный талант в отдельных циклических и скоростно-силовых видах спорта вырастает до 90 процентов.
– Как вы относитесь к тому, что, порой, тренеру достаточно пяти минут и некоторых тестов, чтобы выявить предрасположенность ребенка к тому или иному виду спорта, не мало ли времени?
– Интуиция. Ее никто не отменял. Недаром об отдельных выдающихся тренерах говорят – «дано богом». Интуицию невозможно описать математически. Чем более профессиональный тренер, тем больше у него наработано. У него должен быть опыт подготовки не менее 30-50 человек высокой спортивной квалификации. Если меньше, то это чаще всего — это простая удача. А пятиминутное психологическое тестирование на компьютере, результаты которого определяют тип нервной системы, — в этом есть доля ограничения для выявления спортивного таланта. Количество рекомендуемых на основании данного теста видов спорта составляет порядка 25-30 видов.
– Может ли спортсмен быть талантливым сразу в нескольких видах спорта?
– Во-первых, надо разделять олимпийские виды спорта, которые существуют 80-100 лет, и неолимпийские. Разница очень большая. В олимпийских видах спорта очень сложно переключиться, например, с гимнастики художественной на спортивную. Требования к олимпийским видам спорта уж очень высокие. Особенно в тех шести-семи видах, которые существуют более ста лет. А что касается неолимпийских видов спорта, то здесь вполне может быть преемственность.
О преемственности можно говорить и в олимпийских дисциплинах, но это достаточно «поздние» виды спорта. Елена Хлопцева — олимпийская чемпионка — до перехода в греблю занималась плаванием и достигла уровня мастера спорта СССР. И среди других призеров чемпионатов мира и Европы по гребле много девушек с аналогичным уровнем спортивного мастерства в плавании. В гребле академической можно достичь высокого уровня спортивного мастерства с 14 лет, имея стаж спортивных занятий не менее трех-четырех лет, чаще всего в циклических видах спорта. Это тот случай, когда подготовленный организм способенпроявить себя в другом виде спорта. Поэтому в таких видах, как бобслей, парусный спорт, стрельба, есть долгожители и там можно позже реализовать себя.
– Бывает ли так, что человек занимается одним видом спорта, а в процессе тренировок выясняет, что у него предрасположенность к совершенно другому?
— Конечно же, есть схожие по физиологическим или техническим показателям соревновательной деятельности виды спорта, но чаще всего – это виды спорта, близкие к проявлению выносливости: триатлон, плавание, современное пятиборье – там, где превалирует одна из схожих с прежней спортивной двигательной деятельности дисциплины. Допустим, заниматься длительное время плаванием, а потом пойти в футбол — не получится.
– Как раскрыть талант спортсмену?
– Конечно, необходима внутренняя мотивация. Все талантливые люди на столько влюблены в свой вид спорта, что их просто нельзя от него оторвать. Это просто фанатики. Но это касается видов спорта, в которых человек раскрывается в подростковом периоде. В той же гимнастике большую роль играют родители, ведь не все дети в этом возрасте получают удовольствие от работы. Что касается видов спорта на выносливость, например, плавания, то если ребенок горит плаванием, это первый признак того, что он готов выполнять работу. Исследования показали, что талантливые подростки 15-16 лет выполняют в два раза большую нагрузку, чем рекомендуемая. Владимир Парфенович (трехкратный олимпийский чемпион в гребле на байдарках) является примером спортивного таланта, который проявлялся в том, что он был способен выполнять с энтузиазмом большой объем тренировочной работы, а тренеры отмечали его желание в юношеские годы тренироваться с утра и до вечера.
Большое значение имеет вид спорта. Сегодня их разделяют на 5 групп. Если у человека «широкая кость», то для него подходят скоростно-силовые виды спорта. Если он гибкий – то сложнокоординационные. В некоторых видах спорта нет времени ждать до полного биологического созревания в постпубертатном периоде. Понятно, что детей заставляют работать. Тот, кто выживает, становится талантливым. К сожалению, такое есть. И, конечно же, для раскрытия таланта должны быть соответствующие условия.
– Может ли огромное желание и трудолюбие спортсмена компенсировать недостаток таланта, каких-то задатков?
– В олимпийских видах спорта, а сегодня их самых массовых десять, – вряд ли. В отдельных неолимпийских видах спорта стали появляться такие примеры. Компенсировать талант трудолюбием – до уровня призера чемпионата Европы, топ-10 в мире – вполне реально для некоторых дисциплин. Надо выделять виды спорта, где предельные возможности человека уже находятся на уровне 90 процентов. Это легкая атлетика, плавание, некоторые другие виды. Если вид спорта еще развивается, как, например, гребля на байдарках и каноэ, – там существует достаточный резерв до максимума, впереди еще много рекордов. Любой человек в этом виде потенциально может быть призером чемпионата Европы. Допустим, введена новая олимпийская дисциплина – женское каноэ. Если кто-то начнет заниматься этим видом гребли с энтузиазмом, то стать призером вполне реально. Я считаю, что те виды спорта, которые более ста лет находятся в олимпийской программе, которые развиваются более, чем в ста двадцати странах, требуют наличие таланта для завоевания медалей. Те виды спорта, которые новые и их олимпийское развитие продолжается менее восьмидесяти лет, еще не находятся на пределе своих физиологических возможностей. Поэтому там резерв большой.
Существует много видов спорта, в которых до девяноста процентов человеческих возможностей еще очень и очень далеко. Резерв есть даже в легкой атлетике и плавании. Даже если ты не талантлив, как Марк Спитц (9-кратный олимпийский чемпион в плавании), но ты можешь пять-десять процентов компенсировать за счет более совершенной, чем у соперника техникой. В одном из последних исследований выяснилось, что не существует вида спорта, в котором нет больше резервов для реализации двигательной деятельности человека. А в видах спорта, где результат связан с применением определенных элементов механической системы передачи двигательной деятельности спортсмена, там еще до предела очень далеко, например, в парусном спорте, гребле, велоспорте и т.д. А те виды спорта, в которых биомеханическая система человека напрямую контактирует с опорой, — прыжки, бег, плавание, тяжелая атлетика – там сложнее.
– Почему в суверенной Беларуси уникальных спортсменов не так много по сравнению с другими странами?
– На Западе с детства ребенок должен быть лучшим. После создания нашего суверенного государства, в видах спорта, где не оказалось высококвалифицированных советских спортсменов, на протяжении десяти лет не было чемпионов. Были отдельные личности, а так – третьи-четвертые места. Мы долго думали, почему так сложно. Например, в США за занятия плаванием платят деньги, да, но если ты как тренер к ребенку не подошел, не сказал, что он будет прекрасным пловцом, то и деньги родители платить не будут. Родители на каждой тренировке желают качественной работы от тренера относительно их ребенка, чтобы он стал лучшим. А у нас было такое «ай, не высовывайся, будь средненьким». Многие белорусские специалисты никак не могли понять, почему наши ребята, которые находятся на высочайшем уровне, не могут реализовать себя. Как только появился лидер – Екатерина Карстен в академической гребле – сразу за ней пошли девочки, которые увидели эти медали. В гребле на байдарках и каноэ с 93 по 99 годы вообще медалей не было. Выиграли первые кубки мира – начали деньги платить. Появились Роман Петрушенко и Вадим Махнев (бронзовые призеры Олимпийских игр 2004 года) – сразу плеяда пошла. Случился прорыв. Спортсмены поняли, что могут быть лучшими. Этого нам сейчас по-прежнему не хватает. Мы принижаем лидеров. У нас нет такого, что «мой ребенок должен быть лучшим». А там – если ты не будешь лучшим, ты будешь никем. У нас только сейчас появляется такой менталитет, но должно пройти лет 20. Каждый должен пройти через детство, где тебе говорят, что «ты будешь лучшим и я создаю тебе условия». Сегодня в видах спорта, где есть хотя бы один спортсмен, который прорвался на пьедестал, туда идут десятки, сотни детей.
– Каких наших спортсменов вы считаете по-настоящему талантливыми?
– Тех, кто завоевал больше всех медалей. Елена Белова (4-кратная олимпийская чемпионка в фехтовании), Александр Медведь (три олимпийских золота в вольной борьбе), Александра Герасименя, не обладающая сверхвыдающимися физическими качествами, уникальная девочка. Умудрялась выигрывать медали и выступая на крайней дорожке в финальном заплыве. Особо хочу выделить Екатерину Карстен, которую я знаю с начала занятия греблей (первая двукратная олимпийская чемпионка суверенной Беларуси) и Леонида Тараненко (олимпийский чемпион в тяжелой атлетике). Хотелось бы сказать и о нашей «белой молнии» – Юлии Нестеренко. Выиграть Олимпийские игры на 100 метров — очень почетно и ценно, но это произошло лишь однажды. Это всё виды спорта, которым более ста лет, там конкуренция сумасшедшая. Если взять греблю на байдарках и каноэ, то этот олимпийский вид спорта еще только развивается. Там до пределов еще очень далеко.
В спорте существует не только талант, но и гениальность. Это определить тяжело. Однако, есть и гении в спорте.
Беседовала Влада Сорокина
Спортом могут заниматься миллионы людей. Но выиграть Олимпийские игры, чемпионаты мира под силу лишь малой доли из них. А уж несколько раз подняться на пьедестал почета способны единицы. Слагаемых успеха много: трудолюбие самого спортсмена, грамотный тренер, хорошие условия для подготовки. Но нельзя отбрасывать и такой важный фактор, как наличие таланта.
Владимир Иссурин, доктор педагогических наук, профессор, автор книги «Спортивный талант: прогноз и реализация» определил спортивный талант как «особенную, исключительную способность, которая позволяет спортсмену достигать совершенства в его/её спортивной деятельности». Мы же побеседовали на тему спортивного таланта с доцентом Белорусского государственного университета физической культуры, кандидатом педагогических наук Сергеем Евгеньевичем Жуковым.
– Сергей Евгеньевич, что такое «талант в спорте»? Его можно унаследовать?
— Талант – это исключительные проявления. В спорте, я считаю, это несколько медалей на Олимпийских играх. Что касается наследуемости, то доказано только одно – от родителей передаются рост, длина конечностей, анаэробные способности, т.е. спринтерские. Они процентов на семьдесят могут проявиться, если мама и папа – спринтеры. Если родители отличались выносливостью, то чаще всего оказывается, что ребенок какие-то гены взял. Всё остальное — не доказано.
– Когда становится ясно, что у ребенка есть талант в том или ином виде спорта? Как это проявляется?
– Прежде всего, надо выделить три периода развития организма подростка: препубертатный, собственно пубертатный (период полового созревания) и постпубертатный. Пубертатный период оказывает значительное влияние на развитие человека, например, у девочек внутренние изменения происходят процентов на 30-40 (у мальчиков значительно меньше) и продолжаются после полового созревания. Поэтому сегодня мы говорим о том, что в видах спорта, в которых требуется гибкость, координация, надо развивать эти качества в ранние годы до пубертатного периода. В видах спорта на выносливость, особенно с силовым проявлением, необходимо дождаться и посмотреть, чем завершится период полового созревания. Закончится окостенение, формирование мышечного корсета, появятся другие способности.
Важную роль играет и биологический возраст. Сегодня есть девочки с очень ранним половым созреванием, особенно это касается южных стран, где они опережают сверстниц года на два. Девочки из северных регионов – Норвегии, Швеции – созревают на два года позже. И разница между девочками из Норвегии и Афганистана, например, может составлять 4 года. Поэтому «северные» виды спорта начинают позже проявлять свои качества.
Методикой точной диагностики признаков спортивного таланта до периода полового созревания спортивная наука сегодня не обладает. В период пубертата очень важно систематически отслеживать физическое и психическое развитие подростка: изменения антропометрических показателей, показателей биологического возраста, психологическую мотивацию к занятию спортом и т.д. А после полного формирования основных функций организма в постпубертатный период уже примерно процентов на восемьдесят можно говорить о таланте. Другими словами, до периода полового созревания талант можно выявить процентов на тридцать, при половом созревании – до шестидесяти. Особенно это касается циклических и скоростно-силовых видов спорта.
– Сколько времени необходимо, чтобы изучить предрасположенность ребенка к тому или иному виду спорта?
– Прежде всего это зависит от родителей. Если родители заинтересованы в успехе, они будут фиксировать в дневнике всю деятельность ребенка. Сегодня мы обладаем математическими моделями и можем предсказать развитие таланта с большой долей вероятности. Таланты существуют в каждом виде спорта. Многие выдающиеся спортсмены и их родители (та же Елена Хлопцева, олимпийская чемпионка в академической гребле) вели спортивные дневники, начиная с 8 лет. Кроме фиксации отдельных анатомических и физиологических показателей необходимо записывать результаты простейших двигательных тестов и особенно спортивных соревнований. К сожалению, тренеры у нас не всегда всё фиксируют. Если собрать такую информацию хотя бы за три года в пубертатном периоде развития, то современные математические и статистические методы позволят с достаточно высокой надежностью показать несколько вариантов развития физических качеств. Из них, при благоприятных внешних и внутренних факторах, проявится талант ребенка в определенных видах спорта. Информация, собранная на протяжении менее трех лет, не имеет такой надежности и доказательности. Самое важное – как можно подробнее всё фиксировать у девушек с 13 до 16 лет, а у юношей с 14 до 17 лет. Если тренеры и родители будут точно и систематично вести дневник, вероятность предсказать спортивный талант в отдельных циклических и скоростно-силовых видах спорта вырастает до 90 процентов.
– Как вы относитесь к тому, что, порой, тренеру достаточно пяти минут и некоторых тестов, чтобы выявить предрасположенность ребенка к тому или иному виду спорта, не мало ли времени?
– Интуиция. Ее никто не отменял. Недаром об отдельных выдающихся тренерах говорят – «дано богом». Интуицию невозможно описать математически. Чем более профессиональный тренер, тем больше у него наработано. У него должен быть опыт подготовки не менее 30-50 человек высокой спортивной квалификации. Если меньше, то это чаще всего — это простая удача. А пятиминутное психологическое тестирование на компьютере, результаты которого определяют тип нервной системы, — в этом есть доля ограничения для выявления спортивного таланта. Количество рекомендуемых на основании данного теста видов спорта составляет порядка 25-30 видов.
– Может ли спортсмен быть талантливым сразу в нескольких видах спорта?
– Во-первых, надо разделять олимпийские виды спорта, которые существуют 80-100 лет, и неолимпийские. Разница очень большая. В олимпийских видах спорта очень сложно переключиться, например, с гимнастики художественной на спортивную. Требования к олимпийским видам спорта уж очень высокие. Особенно в тех шести-семи видах, которые существуют более ста лет. А что касается неолимпийских видов спорта, то здесь вполне может быть преемственность.
О преемственности можно говорить и в олимпийских дисциплинах, но это достаточно «поздние» виды спорта. Елена Хлопцева — олимпийская чемпионка — до перехода в греблю занималась плаванием и достигла уровня мастера спорта СССР. И среди других призеров чемпионатов мира и Европы по гребле много девушек с аналогичным уровнем спортивного мастерства в плавании. В гребле академической можно достичь высокого уровня спортивного мастерства с 14 лет, имея стаж спортивных занятий не менее трех-четырех лет, чаще всего в циклических видах спорта. Это тот случай, когда подготовленный организм способенпроявить себя в другом виде спорта. Поэтому в таких видах, как бобслей, парусный спорт, стрельба, есть долгожители и там можно позже реализовать себя.
– Бывает ли так, что человек занимается одним видом спорта, а в процессе тренировок выясняет, что у него предрасположенность к совершенно другому?
— Конечно же, есть схожие по физиологическим или техническим показателям соревновательной деятельности виды спорта, но чаще всего – это виды спорта, близкие к проявлению выносливости: триатлон, плавание, современное пятиборье – там, где превалирует одна из схожих с прежней спортивной двигательной деятельности дисциплины. Допустим, заниматься длительное время плаванием, а потом пойти в футбол — не получится.
– Как раскрыть талант спортсмену?
– Конечно, необходима внутренняя мотивация. Все талантливые люди на столько влюблены в свой вид спорта, что их просто нельзя от него оторвать. Это просто фанатики. Но это касается видов спорта, в которых человек раскрывается в подростковом периоде. В той же гимнастике большую роль играют родители, ведь не все дети в этом возрасте получают удовольствие от работы. Что касается видов спорта на выносливость, например, плавания, то если ребенок горит плаванием, это первый признак того, что он готов выполнять работу. Исследования показали, что талантливые подростки 15-16 лет выполняют в два раза большую нагрузку, чем рекомендуемая. Владимир Парфенович (трехкратный олимпийский чемпион в гребле на байдарках) является примером спортивного таланта, который проявлялся в том, что он был способен выполнять с энтузиазмом большой объем тренировочной работы, а тренеры отмечали его желание в юношеские годы тренироваться с утра и до вечера.
Большое значение имеет вид спорта. Сегодня их разделяют на 5 групп. Если у человека «широкая кость», то для него подходят скоростно-силовые виды спорта. Если он гибкий – то сложнокоординационные. В некоторых видах спорта нет времени ждать до полного биологического созревания в постпубертатном периоде. Понятно, что детей заставляют работать. Тот, кто выживает, становится талантливым. К сожалению, такое есть. И, конечно же, для раскрытия таланта должны быть соответствующие условия.
– Может ли огромное желание и трудолюбие спортсмена компенсировать недостаток таланта, каких-то задатков?
– В олимпийских видах спорта, а сегодня их самых массовых десять, – вряд ли. В отдельных неолимпийских видах спорта стали появляться такие примеры. Компенсировать талант трудолюбием – до уровня призера чемпионата Европы, топ-10 в мире – вполне реально для некоторых дисциплин. Надо выделять виды спорта, где предельные возможности человека уже находятся на уровне 90 процентов. Это легкая атлетика, плавание, некоторые другие виды. Если вид спорта еще развивается, как, например, гребля на байдарках и каноэ, – там существует достаточный резерв до максимума, впереди еще много рекордов. Любой человек в этом виде потенциально может быть призером чемпионата Европы. Допустим, введена новая олимпийская дисциплина – женское каноэ. Если кто-то начнет заниматься этим видом гребли с энтузиазмом, то стать призером вполне реально. Я считаю, что те виды спорта, которые более ста лет находятся в олимпийской программе, которые развиваются более, чем в ста двадцати странах, требуют наличие таланта для завоевания медалей. Те виды спорта, которые новые и их олимпийское развитие продолжается менее восьмидесяти лет, еще не находятся на пределе своих физиологических возможностей. Поэтому там резерв большой.
Существует много видов спорта, в которых до девяноста процентов человеческих возможностей еще очень и очень далеко. Резерв есть даже в легкой атлетике и плавании. Даже если ты не талантлив, как Марк Спитц (9-кратный олимпийский чемпион в плавании), но ты можешь пять-десять процентов компенсировать за счет более совершенной, чем у соперника техникой. В одном из последних исследований выяснилось, что не существует вида спорта, в котором нет больше резервов для реализации двигательной деятельности человека. А в видах спорта, где результат связан с применением определенных элементов механической системы передачи двигательной деятельности спортсмена, там еще до предела очень далеко, например, в парусном спорте, гребле, велоспорте и т.д. А те виды спорта, в которых биомеханическая система человека напрямую контактирует с опорой, — прыжки, бег, плавание, тяжелая атлетика – там сложнее.
– Почему в суверенной Беларуси уникальных спортсменов не так много по сравнению с другими странами?
– На Западе с детства ребенок должен быть лучшим. После создания нашего суверенного государства, в видах спорта, где не оказалось высококвалифицированных советских спортсменов, на протяжении десяти лет не было чемпионов. Были отдельные личности, а так – третьи-четвертые места. Мы долго думали, почему так сложно. Например, в США за занятия плаванием платят деньги, да, но если ты как тренер к ребенку не подошел, не сказал, что он будет прекрасным пловцом, то и деньги родители платить не будут. Родители на каждой тренировке желают качественной работы от тренера относительно их ребенка, чтобы он стал лучшим. А у нас было такое «ай, не высовывайся, будь средненьким». Многие белорусские специалисты никак не могли понять, почему наши ребята, которые находятся на высочайшем уровне, не могут реализовать себя. Как только появился лидер – Екатерина Карстен в академической гребле – сразу за ней пошли девочки, которые увидели эти медали. В гребле на байдарках и каноэ с 93 по 99 годы вообще медалей не было. Выиграли первые кубки мира – начали деньги платить. Появились Роман Петрушенко и Вадим Махнев (бронзовые призеры Олимпийских игр 2004 года) – сразу плеяда пошла. Случился прорыв. Спортсмены поняли, что могут быть лучшими. Этого нам сейчас по-прежнему не хватает. Мы принижаем лидеров. У нас нет такого, что «мой ребенок должен быть лучшим». А там – если ты не будешь лучшим, ты будешь никем. У нас только сейчас появляется такой менталитет, но должно пройти лет 20. Каждый должен пройти через детство, где тебе говорят, что «ты будешь лучшим и я создаю тебе условия». Сегодня в видах спорта, где есть хотя бы один спортсмен, который прорвался на пьедестал, туда идут десятки, сотни детей.
– Каких наших спортсменов вы считаете по-настоящему талантливыми?
– Тех, кто завоевал больше всех медалей. Елена Белова (4-кратная олимпийская чемпионка в фехтовании), Александр Медведь (три олимпийских золота в вольной борьбе), Александра Герасименя, не обладающая сверхвыдающимися физическими качествами, уникальная девочка. Умудрялась выигрывать медали и выступая на крайней дорожке в финальном заплыве. Особо хочу выделить Екатерину Карстен, которую я знаю с начала занятия греблей (первая двукратная олимпийская чемпионка суверенной Беларуси) и Леонида Тараненко (олимпийский чемпион в тяжелой атлетике). Хотелось бы сказать и о нашей «белой молнии» – Юлии Нестеренко. Выиграть Олимпийские игры на 100 метров — очень почетно и ценно, но это произошло лишь однажды. Это всё виды спорта, которым более ста лет, там конкуренция сумасшедшая. Если взять греблю на байдарках и каноэ, то этот олимпийский вид спорта еще только развивается. Там до пределов еще очень далеко.
В спорте существует не только талант, но и гениальность. Это определить тяжело. Однако, есть и гении в спорте.
Беседовала Влада Сорокина