intervyu-s-tatyanoj-logvinoj

Польза или пустая трата времени? Что не так с физвоспитанием дошкольников. Интервью с Татьяной Логвиной.

 

Почему в некоторых учреждениях дошкольного образования физкультурные занятия не столь эффективны, как могли бы быть? А педагоги, проводящие их, не имеют достаточного авторитета у родителей. Каким вообще должно быть физическое воспитание в работе с детьми дошкольного возраста? Эти и многие другие вопросы мы обсудили с Татьяной Логвиной, которая долгое время возглавляла кафедру физического воспитания дошкольников Белорусского государственного университета физической культуры.

Татьяна Юрьевна Логвина. Заведующая кафедрой теоретико-методологических основ физической культуры Института повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов физической культуры, спорта и туризма. Автор многочисленных научных работ, кандидат педагогических наук, доцент.

 

- Татьяна Юрьевна, чем нынешнее поколение детей отличается от предыдущих поколений?

- Изменение ритма и стиля жизни, компьютеризация образовательного процесса, комфортные условия жизни –всё это существенно влияет на объем и характер двигательной активности современных детей. Из-за функционального хронического перенапряжение детский организм не может в должной мере противостоять воздействиям неблагоприятных факторов внешней среды, что приводит к заболеваниям. Большинство детей имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, отмечается рост хронической патологии.

Для многих детей познавательная активность заключается в просмотре телевизора, общении с компьютером или планшетом... Но даже такие полезные занятия, как чтение литературы, развивающие настольные игры– всё это малоподвижная деятельность. Некоторые родители приводят детей в спортивные секции, решая таким образом проблему дефицита двигательной активности. Эта проблема особенно актуальна во время вынужденной изоляции, нахождения в замкнутом и ограниченном пространстве. В окружении близких людей ребенок может стать невольным участником решения взрослых проблем, эмоциональных переживаний, конфликтных ситуаций. Современные дети часто становятся свидетелями и участниками споров, раздоров, педагогических экспериментов, объектами наблюдений, предметами нереализованных родительских амбиций. Поэтому, отдавая ребенка в спортивную секцию, важно учитывать желания, возможности и способности наряду с особенностями индивидуального развития каждого ребенка.

 

- В дошкольном возрасте речь идет только о физической активности или о начальном этапе занятий спортом?

 

- В дошкольном возрасте скорее нужно говорить о двигательной активности, а не о спорте, как таковом, о знакомстве с элементами из разных видов спорта. В процессе занятий физическими упражнениями дети получают основы физкультурной грамотности, учатся пользоваться спортивным инвентарём и оборудованием, узнают разные способы действия с мячами, гимнастическими палками, гимнастической стенкой, гимнастической скамейкой. И чем больше способов выполнения двигательных действий ребенок знает, тем более высоким будет уровень его двигательного развития. А это, в свою очередь, повысит общий и эмоциональный тонус и сформирует потребность в систематических занятиях физическими упражнениями – то, что является одним из компонентов здорового образа жизни.

Одна из задач физического воспитания в учебной программе дошкольного образования – приобщение детей к занятию разными видами спорта. Для этого предоставляются дополнительные образовательные услуги на базе дошкольного учреждения. Например, последняя программа, которая утверждена в 2019 году, включает спортивную хореографию. Это новое направление. «Маугли», как никто другой, близок к этой ситуации: если дети занимаются гимнастикой, то, наверняка, есть композиции под музыку, где у ребенка развивается ориентация в пространстве, чувство времени, ритм, пластика, эстетика выражения эмоций.

 

- Для чего вообще детям нужно заниматься спортом? Может, достаточно просто вести здоровый образ жизни?

 

- Мы можем знакомить детей с компонентами ЗОЖ: правильное питание, двигательная активность, отсутствие вредных привычек, регламентированная работа за компьютером, обязательное чтение книг. А детский спорт – это та сфера деятельности, которая стимулирует всестороннее развитие, формирует личностные качества, обучает социализации, позволяет продемонстрировать собственные достижения, учит уважать победу соперника, получать удовольствие от взаимодействия. Ребенка необходимо учить правильно падать (но у нас, к сожалению, этого нет ни в одной программе). Учить преодолевать сложности.

 

- Достаточно ли физкультурных занятий в обычном детском саду для полноценного развития?

 

- В процессе воспитания физических качеств важно не перегрузить ребенка. Но все дети разные, у них разная потребность в движении, тип темперамента, уровень здоровья. При отсутствии противопоказаний и ограничений обязательно нужны дополнительные занятия сверх того, что предлагает учреждение дошкольного образования.

И еще раз хочу сказать: зацикливаться на одном виде спорта в дошкольном возрасте неправильно. Нужно и плавать, и заниматься игровыми видами спорта, единоборствами. Наиболее распространенным видом спорта стала гимнастика. Она имеет приоритет у родителей, потому что все физические качества формируются у детей, благодаря сенситивным периодам развития гибкости, координации.

Кроме гимнастики я бы еще посоветовала занятия плаванием, элементы игровых видов спорта, например, футбола и баскетбола. Совместные игровые виды спорта развивают ориентацию в пространстве, умение видеть партнера, взаимодействовать с ним. Это и умение работать с дополнительным предметом, в данном случае - мячами, и лучше, если они будут разного диаметра. Такие занятия может организовать грамотный руководитель физического воспитания, адаптировать нагрузку для детей с учетом возраста, индивидуальных особенностей развития, способностей.

 

- Есть ли, на ваш взгляд, такие ситуации, когда ребенку необходимо ограничивать физическую активность?

 

- Придерживаюсь позиции, что нет такой ситуации, при которой ребенок посещает учреждение дошкольного образования и при этом освобожден от занятий физическими упражнениями. Наоборот, даже после перенесенного острого заболевания любой человек в процессе реабилитации должен уметь правильно дышать, включать мелкую моторику, диафрагмальное дыхание для улучшения тока крови по органам и системам для повышения общего и эмоционального состояния. Есть ограничения по конкретным видам нагрузки, которые превышают функциональные возможности. Что значит ограничить ребенка в выполнении упражнения – не дать развиться процессам адаптации и не способствовать улучшению качества и продолжительности жизни.

 

- Как в идеале должно выглядеть физическое воспитание детей дошкольного возраста?

 

- Оно должно начинаться в семье с раннего возраста. Это различные способы передвижения: плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. Всё зависит от родителей и возможности создания в семье развивающей среды. Надо не только учить с ребенком буквы, стихотворения, но и передвигаться, причем разными способами.

Что касается физического воспитания в учреждениях дошкольного образования, то у меня как у бывшей заведующей кафедрой физического воспитания дошкольников, абсолютное убеждение в том, что занятия должен проводить руководитель физического воспитания с физкультурным образованием. Но эту штатную должность в подавляющем большинстве занимают специалисты с педагогическим образованием.

Физкультурное образование – это 1700 часов, в которые входит методика обучения по разным видам спорта, теоретические аспекты. Особое внимание уделяется сенситивным периодам развития физических качеств, технике выполнения двигательных действий, планированию, основам физиологии, биохимии, биомеханики. На каждом курсе есть своя производственная практика. То есть специалисты готовы работать в любых учреждениях образования на любом этапе обучения, начиная с дошкольного возраста. Кроме того, сегодня в Институте повышения квалификации мы осуществляем переподготовку воспитателей, не имеющих физкультурного образования. Здесь они смогут получить основы теоретических знаний. 

 

- В общих чертах, в чем эти знания заключаются?

 

- Учебная программа дошкольного образования решает несколько задач. Оздоровительные задачи – расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование адаптации к физическим нагрузкам и изменяющимся условиям окружающей среды. Воспитательные –  формирование качеств личности (смелость, настойчивость, целеустремленность, умение взаимодействовать). Образовательные задачи - это обучение двигательным действиям (ходьба, бег, прыжки, броски, лазание) и воспитание физических качеств (сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость). Скоростно-силовые качества у детей развиваются, когда они бегают, прыгают, бросают мячи. Координационные способности помогают адекватно реагировать на изменяющиеся условия среды, уворачиваться, удерживать равновесие, выполнять ускорение и замедление, изменять направление движения и т.п. В возрасте 4-5 лет у детей хорошо развивается гибкость. Этот период является сенситивным для развития гибкости. При правильной организации образовательного процесса, фактически любой ребенок может сесть на шпагат, встать на мостик, при условии, если у него нет дисплазии тазобедренных суставов. На практике не все дети это делают, потому что их этому не учат, потому что педагоги не знают, как, потому что нет специального физкультурного образования и таким образом процесс обучения переходит в организованную двигательную активность.

 

- Как можно повысить престиж и значимость физкультурных занятий в детском саду в глазах родителей?

- Кроме самого физкультурного занятия есть еще разные формы, среди которых: утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультпаузы, гимнастика после сна, спортивные праздники, спортивные досуги, дни здоровья. Но процесс обучения идет именно на физкультурном занятии. Проблема возникает, когда занятия проводит неспециалист в области физической культуры, которому не хватает знаний о дозировании физических нагрузок, который не умеет оценивать эффективность физического воспитания, планировать его.

Иногда может показаться, что объем двигательной активности детей достаточный: бросили мяч в зал, дети бегают, прыгают и вроде бы прошло физкультурное занятие. Но на самом деле это комплексная проблема. Ее должны решить руководители физического воспитания, которые знакомы со структурными компонентами занятий, обязательными задачами, методикой дозирования физической нагрузки. Решение образовательно-воспитательной задачи должно быть гармоничным. То есть, если мы ставим задачу совершенствовать координационные способности, то параллельно будут улучшаться функции центральной нервной системы, а вместе с ними – внимательность, наблюдательность, сообразительность. Это умение и определяет: ребенок ходит на физкультурные занятия и умеет выполнять двигательные действия технически грамотно, или это просто двигательная активность, где дети даже не знают, в какие игры они играют. Или же эти игры и нагрузка не соответствуют возрасту.

Грамотный руководитель физического воспитания, который проводит мониторинг физического состояния, учитывает индивидуальные особенности, уровень физической подготовленности детей, генетическую предрасположенность к разным видам спорта, состояние здоровья, всегда найдет общий язык с родителем, подскажет, как можно организовать двигательную среду дома, возможно, поделится комплексом упражнений. Поэтому недовольство со стороны родителей – это уровень непрофессиональной работы руководителя физического воспитания. Просто приведу пример: можете ли вы представить, что музыкальное занятие проводит специалист, не владеющий музыкальным инструментом? А если специалист не знает, что происходит в организме при выполнении того или иного упражнения? Ведь нам это важно. Например, отведение рук в сторону или вверх. Это упражнение может улучшать подвижность плечевых суставов, но для детей дошкольного возраста она менее важна, чем сила мышц спины, которая нужна для профилактики нарушений осанки. Нам нужно отвести руки назад и удержать статическое напряжение. И в свою очередь, если каждый руководитель знает и может ответить зачем выполняется это упражнение в конкретном контексте, что следует до и после него, какие изменения в организме произойдут и чему ребенок научится, вот это и будет профессиональный подход к организации и содержанию двигательной активности в разных формах занятий физическими упражнениями.

 

- И где сейчас готовят таких профессионалов?

 

- Это могут быть люди, которые долго работают в системе образования, но при этом сами занимаются каким-либо видом спорта и через собственный опыт приходят к творческому восприятию, проходят повышение квалификации, переподготовку. Которые оценивают результат своей работы по многим компонентам, по динамике изменений, которые происходят у детей в плане функционального состояния и физической подготовленности. Есть, конечно, потрясающие специалисты-самоучки. Но в основном это выпускники БГУФК, получивших профессиональное физкультурное образование по направлению специальности «физическая культура» (дошкольников).

 

- Может ли бывший спортсмен, тренер по виду спорта успешно работать руководителем физвоспитания?

 

- Это проблема. И она выражается в том, что на протяжение последних лет ежегодно на распределение приходит более 70 заявок из учреждений дошкольного образования. Но набор и выпуск осуществляется значительно меньшим числом специалистов – руководителей физического воспитания. Поэтому, безусловно, их не хватает. И попадают на места тренеры по видам спорта. Не всем удается переквалифицироваться и найти способ общения с детьми в силу того, что у них не было таких учебных дисциплин, как педагогика, детская психология, нет опыта работы с детьми. Зачастую встречается ситуация, что, имея собственный спортивный опыт, специалист «накладывает» его на двигательную активность детей. Дети, безусловно, обучаются.Но не всегда тренеры знают физиологию дошкольников, они превышают функциональные возможности детей, тем самым, не расширяя резервы, а истощая их. Другими словами, могут улучшаться результаты физической подготовленности, дети могут достигать определенного уровня в конкретном виде спорта, но за счет ухудшения функционального состояния. Это может быть перенапряжение сердечно-сосудистой системы, повышенное напряжение центральной нервной системы или просто переутомление в силу того, что неправильно чередуются нагрузка и отдых.

 

- Как, на ваш взгляд, должны в идеале проходить занятия в спортивных секциях, где занимаются дети дошкольного возраста?

 

- Потребность в занятиях физическими упражнениями формируется в тот момент, когда ребенок еще хочет оставаться в зале, а ему уже нужно уходить. Вернуться, продлить – этим, наверняка, хорошо пользуются в школе «Маугли». Уйти тогда, когда тебя еще хотят слушать, когда еще хочешь заниматься. Вот если этот момент поймали, тогда у детей есть желание еще прийти. Очень важно создать в спортивных залах деловую и игровую обстановку. Не жесткие требования, а требования безопасности. Если не нужно делать так, то почему не нужно, ребенок должен понимать.

Одна из проблем заключается в том, что Учебной программой дошкольного образования предусмотрено физкультурное занятие не более 20 минут. А в секции по виду спорта занятия идут больше часа. Очень важно, чтобы тренеры понимали психологию и физиологию детей. Умели объяснить родителям, почему не всё время, за которое проведена оплата, – час двадцать – ребенок находится в движении. И умели грамотно реализовывать программу развития. Например, через занятия физкультурной деятельностью ребенок учится ориентироваться в пространстве, узнает, что такое «на», «за», «под», «через» и т.п. Если грамотный специалист включает в работу эти учебные моменты, то произойдет увеличение объема знаний во время занятий. И не за счет ухудшения двигательной способности детей, а за счет исключения переутомления из-за физической нагрузки.

 

Беседовала Влада Сорокина