Что такое крупная моторика и как она влияет на запуск речи?
Родители уделяют много внимания развитию мелкой моторики ребёнка, а крупная моторика часто остается без внимания. Но она играет не менее важную роль в общем гармоничном развитии малыша и в частности в развитии речи.
О важности крупной моторики для будущего школьника мы поговорим в этом интервью с нашим преподавателем фитнеса и развивающей гимнастики Татьяной Яковлевой. Татьяна – магистр педагогических наук, закончила магистратуру БГУФК по специальности «Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры».
- Расскажите о влиянии крупной моторики на развитие речи у детей 3-4 лет.
- Давайте вспомним, что такое крупная моторика. Это движения крупных мышц тела: мускулатуры шеи, рук, ног, туловища. Крупная моторика развивается намного раньше мелкой. Начинается с развития мышц шеи: малыш учится держать и поворачивать голову. Затем он начинает подниматься на локтях, переворачиваться со спины на живот и обратно, садиться, ползать, ходить, наклоняться, приседать, прыгать. Крупная моторика – это и зрительно-моторная координация. Например, умение бросать или ловить мяч, лазать по лесенкам. Неразвитая крупная моторика приводит к тому, что ребёнок тратит слишком много усилий для выполнения простых действий.
- С какими трудностями сталкивается первоклассник с недостаточностью крупной моторики?
- Поддерживать позу сидя за партой в течение 45 минут детям с неразвитой крупной моторикой будет непросто. У таких детей низкий уровень энергии, они медленно реагируют слова учителя, кажутся усталыми и апатичными. Им не хватает выносливости для того, чтобы справляться со школьной нагрузкой. Недостаточность крупной моторики выражается и в неуклюжести: дети часто падают, спотыкаются, задевают мебель, врезаются в стены и в людей, роняют предметы. Крупная моторика влияет на самостоятельность ребенка – умение обслуживать себя.
Если и до школы у ребенка были проблемы с овладением навыками рисования и письма, то от письма или рисования в течение урока он будет сильно уставать. Результат всех этих трудностей – низкая самооценка, физическая неактивность, сложность в общении и в играх со сверстниками. А ведь ребенку обязательно нужно много двигаться, чтобы в течение дня выплеснуть скопившиеся напряжение и стресс.
- Получается, что развитие интеллектуальных способностей ребенка напрямую зависит от его физического здоровья?
- Да, при выполнении физических упражнений ребенок обдумывает свои движения. При этом задействуются оба полушария мозга. Скоординированная работа двух полушарий нужна в большинстве школьных заданий. Крупная моторика также, как и мелкая, влияет на развитие памяти и внимания. Плохая артикуляция звуков – следствие не только неразвитой мелкой моторики, но и крупной тоже. Потому что артикуляция – это такой же двигательный навык!
К при меру, воспитатели детского сада, в котором я работаю руководителем физвоспитания отмечают, что дети, которые дополнительно занимаются развивающей гимнастикой, хореографией, плаванием, гораздо увереннее чувствуют себя в групповых играх и на детсадовских праздниках, сообразительнее и активнее на занятиях. И я на своих занятиях физкультурой в детском саду вижу их ловкость, координацию, баланс.
Но, к сожалению, встречается немало мам, которые совсем не уделяют внимания физическому развитию своих детей. Отсюда и задержка речи, и неумение участвовать в совместных играх с другими детьми, и нежелание изучать что-то новое. Я много раз приглашала их в Клуб «Маугли» на развивающую гимнастику, но постоянно слышала отговорки «некогда». Надеюсь, что смогу «достучаться» до них и убедить в важности физической культуры для гармоничного развития их детей.
- Какие упражнения и игры помогут развить крупную моторику?
Игры на меткость тренируют глазомер и развивают умение сосредотачиваться. Навыки концентрации ребенок использует на школьных занятиях. Это игры с кеглями, бросание колец и тряпичных мячей в цель.
Игры на умение ловить мяч важны для развития грамотной речи и артикуляции. Мы говорим, и у нас происходит смена разных звуков, работает на навык переключения. В игре с мячом ребенку нужно постоянно переключать свое тело, подстраиваться чтобы словить и отбросить мяч. Используйте 3 мяча разного размера: большой, маленький и средний.
Эстафеты и полосы препятствий. Моторное программирование, игры на серийную организацию движения. Этот навык переключения и выстраивания программы движения развивает артикуляцию и помогает правильно сформулировать ответ.
Помощником родителей в развитии крупной моторики ребенка может стать тренер-преподаватель по детскому фитнесу и развивающей гимнастике.
Чтобы уделять достаточно времени физической активности ребенка, приглашаем вас на занятия развивающей гимнастикой в клубе «Маугли»