Почему физическое развитие с раннего возраста - основа всесторонней подготовки ребенка к школе?
Обычно, когда родители озадачиваются вопросом подготовки своего ребенка к школе, они уделяют основное внимание развитию речи, памяти, любознательности, логического мышления, мелкой моторики, а также конкретным навыкам: чтению и счету. В обществе преобладает точка зрения, что только интеллектуальная подготовка дошкольника приводит к успешности в обучении.
Хотя психологи, педиатры и педагоги выделяют три важных направления дошкольного развития: физическое, психологическое и интеллектуальное. Основа этой комплексной заботы – охрана здоровья и физическое развитие. Научные данные о развитии детей говорят о том, что главные элементы здоровья, благополучия и эффективности детей, подростков и взрослых закладываются во время беременности и в первые три года жизни.
Мы решили обсудить тему физической подготовки детей к обучению в школе с Ольгой Бичун – тренером «Маугли», руководителем физвоспитания в детском саду и мамой школьницы, которая в этом году закончила первый класс.
- Как определить, готов ли ребенок к школе физически?
- Правильнее говорить не о физической, а о физиологической готовности. Для оценки физиологической готовности детей к школьному обучению проводится медицинский осмотр.
Медики учитывают определенные критерии:
- - Уровень биологического развития – рост, вес, работоспособность, утомляемость, зрелость нервной системы, а также систем пищеварения и мочевыделения. Они должны соответствовать возрастным нормам.
- - Состояние здоровья и анализаторных систем. Например, зрение и слух очень важны для восприятия информации.
- - Об общем физическом развитии говорят такие основные физические качества, как ловкость, скорость, сила и скоординированность движений, развитость мелкой моторики рук.
- Достаточно ли занятий физкультурой в детском саду и двигательной активности на уличных прогулках для физического развития ребенка и укрепления его иммунитета?
- В детском саду уделяется большое внимание физическому воспитанию детей. И не только на систематических занятиях физкультурой. Руководители физического воспитания ежедневно проводят утреннюю гимнастику и разнообразные подвижные игры, дают возможность детям самостоятельно активно двигаться и упражняться, рассказывают о важности быть здоровым и значимости занятий спортом. В детских садах с бассейном детей обучают плаванию.
Но каждый ребенок и индивидуален. Кто-то активно двигается не только в детском саду, но и дома: занимается на шведской стенке, регулярно катается на велосипеде, бегает, прыгает, лазает. А для кого-то вся активность на прогулке – это поход с мамой в магазин, песочница и качели. И о важности развития иммунитета все родители знают, но обычный насморк ребенка почему-то некоторые воспринимают, как повод отменить выход на свежий воздух.
Дополнительные занятия спортом рекомендованы даже детсадовцам. А детям, которые в детский сад не ходят, они просто необходимы. У нас в Боровлянах, например, детские сады переполнены. Я знаю, что некоторые малыши попадают в детский сад только к четырем годам. Как до четырех лет проходит их физическое развитие? Находят ли родители время на спортивные занятия с детьми дома и на улице? Показывают ли личный пример? Водят ли на плавание, гимнастику, танцы?
Очень хочется, чтобы родители задумывались не только об интеллектуальном развитии ребенка, но и о физическом. И подчеркну: для этого не нужно ждать, когда ребенку исполнится пять или шесть лет.
О важности гимнастики от года и старше можно почитать на нашем сайте.
- Расскажите, как вы физически развивали свою дочь до школы и как проходила ее адаптация в первом классе?
- У нас спортивная семья. Я профессионально занималась акробатикой и приобщала дочь с ранних лет к гимнастике и акробатике. До школы она занималась гимнастикой у другого тренера, так как меня она воспринимала только как маму. Хотя сейчас, когда приходит со мной на тренировки, может «отпахать» три занятия подряд со всеми моими группами. Наши прогулки на улице чаще всего проходят на школьном стадионе: дочка катается на самокате или занимается на лестницах и турниках. В школе она посещала секцию черлидинга. Ей очень нравится, что этот спорт сочетает в себе элементы гимнастики, акробатики и танцев.
Для меня забота о физическом развитии дочери – это не только занятия спортом. Это и правильное, здоровое питание, и закаливание, и соблюдение режима дня. Занятия гимнастикой помогли моей дочери подготовиться к дополнительным нагрузкам в школе, а также сделали ее увереннее в себе. Я считаю, что ее психологическая и эмоциональная устойчивость – тоже результат спортивных занятий.
Адаптация к школе прошла успешно. Она ни разу не болела, всегда с удовольствием ходила в школу. Конечно, многое зависело и от учителя. Наша учительница очень хорошая.
- Какие основные виды движений должны уметь делать дети в 6 лет?
- Опять же перенаправлю на статью на сайте «Нормы развития для детей 2-6 лет».
- С детьми какого возраста вы работаете в Клубе «Маугли»?
- Я занимаюсь с детьми от 2 до 7 лет в д. Боровляны, ул. Березовая Роща, 108. Это здание ТЦ «Перекрёсток». Занятия 2 раза в неделю по 45 мин. Дети 2-3 лет занимаются оздоровительной гимнастикой вместе с родителями, дети с 3 до 7 лет по программе физкультурно-оздоровительной гимнастикой.
- Как записаться к вам на занятия?
- Очень просто, через форму регистрации на сайте www.maygli.by или по телефону: +375 (29) 662-94-54. Первое занятие бесплатное. Приходите!