klyuchiki-k-mozgu-vashego-rebenka
Есть книги хорошие, есть, откровенно говоря, плохие, есть просто никакие, а есть такие, которые становятся настольными. Сегодня хочу провести краткий экскурс по одной из книг, которую рекомендую всем неравнодушным к развитию мозга ребёнка.

Итак, что же это за ключики, которые помогут вашему ребёнку стать не просто умным, но, что самое главное, – счастливым?

Всё начинается с беременности. И тут стоит усвоить несколько правил:

В первой половине беременности дети хотят, чтобы их не беспокоили.

Во второй половине беременности «младенцы» начинают воспринимать и обрабатывать большое количество сенсорной информации. Например, чувствовать запахи, запоминать мелодии, которые после рождения их успокаивают (берём на заметку).

Во всём стоит придерживаться принципа «в самый раз». И будущая мама может улучшить развитие мозга ребёнка четырьмя способами: контролируя набор массы тела, питаясь сбалансировано, умеренно занимаясь физкультурой и снижая стресс. Стресс для матери означает стресс для ребёнка.

И немного о грустном. Об этом крайне редко говорят, но факты таковы: враждебные стычки меду супругами резко возрастают в первый год жизни малыша. Какое это имеет отношение к развитию мозга ребёнка? Увы, самое прямое. Постоянное восприятие враждебности может разрушать интеллект ребёнка и его способность справляться со стрессом, иногда очень серьёзно.

Но, как говорят в народе, предупреждён – вооружён. Т.е. первый шаг – это осведомленность. Есть четыре источника супружеских бурь: недостаток сна, социальная изоляция, неравное распределение нагрузки домашних обязанностей и депрессия. И совет здесь только один – не допустить этого, не доводить до депрессий. Как это сделать? Каждому из супругов «включить» сопереживание. Оно – основа эффективной родительской деятельности. Парам, у которых крепкие отношения, основанные на сопереживании, и которые готовятся к вступлению в родительскую роль, удаётся избежать полного созревания Четырех Гроздей Гнева. Именно такие родители способны вырастить умных, счастливых, нравственных детей.

Ну что ж, малыш родился, у мамы с папой всё хорошо, можно и интеллектом заняться. Два базовых ингредиента человеческого интеллекта – память и импровизация. Но без пяти следующих полноты интеллекта не будет: любознательность, самоконтроль, творчество, речевые навыки и чтение невербальных сигналов (языка тела и жестов).Каждый из этих компонентов сложен, довольно интересен и достоин отдельной статьи. Важно знать и помнить: задатки этих ингредиентов даны каждому, но только от их развития и систематических занятий зависит, каких вершин они достигнут у конкретного человека.

Упомянутые выше ингредиенты, в представлении автора, – семена. Почвой же для интеллекта являются грудное вскармливание, разговоры с ребёнком, свободная игра под вашим руководством и похвала за старание вместо похвалы за ум. И особо хочется призвать запомнить следующее: для наилучшего развития мозга ребёнка (да и взрослого) необходимы атмосфера защищённости и безопасности! Давление может погасить любопытство. А продолжительный гнев или огорчение превращаются в токсический стресс.

Вещи, которые с большей вероятностью могут принести вред обучению в раннем возрасте: чрезмерное увлечение телевизором, усвоенная беспомощность и сидячий образ жизни. О последнем ключике интересный факт: физические упражнения – особенно аэробные нагрузки – имеют фантастический эффект для мозга, повышая показатели исполнительных функций приблизительно на 50-100%. Родители, которые приучают своих детей в начале жизни к жёсткому графику спортивных занятий, обычно добиваются того, что для их детей спорт становится устойчивой пожизненной привычкой.

И, пожалуйста, помните: два мозга развиваются не с одинаковой скоростью! Воспитание детей, развитие их мозга – это не гонка в олимпийском забеге! Гипервоспитывающие родители добиваются интеллектуальных успехов в ущерб его счастливому детству. И есть один маленький секрет: чрезмерное интеллектуальное давление обычно может навредить интеллектуальному развитию вашего ребенка. Самое время ещё раз вспомнить о принципе «в самый раз». Лучше держать фокус на не ограниченной жёсткими правилами импровизационной игре, частом живом вербальном общении с ребёнком и похвалах за старание – это те удобрения, которые, согласно статистике, гарантируют развитие интеллекта ребёнка практически с любой стартовой точки.

А как же счастье ребёнка? В чём секрет? Ведь у каждого оно своё. Но, всё же, и в этой сфере есть кое-какие закономерности: наличие друзей, умение распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими – вот первые ключики для формирования ощущения счастья. Этому стоит учить детей и учиться самим всю жизнь. Вашему малышу необходимо, чтобы на него смотрели, его слушали и ему отвечали. А то, как родители справляются с сильными эмоциями своих детей, в огромной степени определяет, насколько счастливыми будут эти дети, когда вырастут. Счастливее всего дети бывают тогда, когда их родители добры, но требовательны. И ещё раз вспомним: даже хорошего должно быть в меру. Излишнее внимание способно «душить».

Учите детей сопереживанию, вере в себя, умению определять эмоции. Будьте сами добры, требовательны, дисциплинированы, цените ваших детей.

Читайте правильные книги, учитесь и, помните, – вы и ваши дети – величайшее чудо на этой планете!

 

Автор – Павлович (Ераховец) Ольга,

логопед-дефектолог, учитель биологии и химии.