Интервью с Даной Фалькович

Прослушать всё интервью:

Как и большинство тренеров клуба «Маугли», Дана Фалькович сама прошла через занятия спортом. Звание кандидата в мастера спорта стало пиком ее карьеры в художественной гимнастике. Но есть в биографии этого тренера и особые достижения, которыми похвастаться могут немногие. Дана Фалькович – Заслуженная артистка Республики Беларусь, обладательница престижных наград, в том числе и медали Франциска Скорины. И все эти регалии связаны уже с профессиональной хореографией. После художественной гимнастики Дана попала в минский коллектив «Ровесник». Затем ее карьера развивалась в Школе-студии «Белорусского государственного академического ансамбля «Хорошки», а после - в государственном академическом ансамбле танца Республики Беларусь. Где сегодня уже заслуженная артистка не выступает, а работает в должности ассистента балетмейстера, заведует женской труппой ансамбля. И параллельно с этим на протяжение пяти лет учит гимнастике мальчиков и девочек в клубе «Маугли». С Даной мы поговорили о двух значимых направлениях в ее жизни – о гимнастике и хореографии.

- Гимнастическое прошлое помогло в занятиях танцем?

- Для меня гимнастика сыграла основополагающую роль, потому как, имея гимнастические навыки, достаточно легко было выйти на ведущие позиции в ансамбле. Спорт, особенно художественная гимнастика, закаляет характер, воспитывает лидерские качества в человеке. Ребенок с маленького возраста учится трудиться, как взрослые.

- Можете ли вы достаточно быстро определить, к чему ребенок более способен?

- Все дети разные, и у всех разная скорость, с которой они развиваются. Но бывало в моей практике (почему-то чаще с девочками),когда я с первого же занятия замечаю, что ребенок одаренный, а не просто способный. Например, одну девочку мы с первой же тренировки сразу перевели в старшую группу. Причем она ничем до этого не занималась, но ее талант несложно было заметить, если у тебя профессиональный взгляд, и ты прошел такой путь, как у меня: спорт, танцы, искусство. Тогда увидеть в ребенке задатки легко. Некоторые дети поражали меня с другой стороны. Приходит ребенок, кажется на первый взгляд, ничего особенного: просто девочка, просто мальчик. Но затем на столько проявляет свой характер, что потом, честно говоря, сильно удивляет, потому что хорошая скорость. И через месяц- два я понимала, что тут уже может быть что-то более серьезное, чем оздоровительная гимнастика. Возможно, ребенок пойдет и дальше: в профессиональный спорт либо в хореографию.

- Насколько важна физическая подготовка для занятий танцами? И чем клуб «Маугли» может помочь детям, которые в будущем свяжут с ними свою жизнь?

- Просто приведу пример. У меня была выпускница, которая прозанималась три года, теперь ко мне ходит ее младший братик. Девочка была совершенно средняя, но очень работоспособная. Как-то я спросила у мамы, как дела у Насти. Оказалось, что они пошли в хореографический коллектив, где на первом же занятии педагог посмотрела и сказала, что Настю сразу же забирают в основной состав. Преподаватели-хореографы были очень удивлены ее подготовке и тому, что профессионально Настя хореографией нигде не занималась. То есть даже тренируясь в «Маугли» два раза в неделю по 45 минут, Анастасия достигла таких хороших результатов.

- Какие качества гимнастика помогает развивать в ребенке, которые ему пригодятся потом уже в хореографии?

- Все наши упражнения направлены на развитие гибкости, координации, силы и выносливости, что является основополагающим в хореографии. Проработав в «Маугли» пять лет, я считаю, что оздоровительная гимнастика как первоначальный этап для ребенка - это отличная база. Родители одного мальчика, которого перевели в СДЮШОР по акробатике, выразили мне как-то при встрече свою благодарность. Дети становятся дисциплинированными, они уже знают, что педагог - это авторитет, знают, как нужно работать и трудиться. То есть гимнастика - это самое универсальное и самое, наверное, лучшее, что может быть при подготовке и к спорту, и к хореографии.

- Используете ли вы на своих занятиях по гимнастике элементы хореографии?

-Базовые позиции рук ног, как, допустим, в классическом танце, в гимнастике я не даю, потому что считаю, что для этого ребенку нужно достичь определенного уровня физической подготовленности. Но мы учимся делать всё вместе подсчет. Иногда маленькими кусочками можем что-то станцевать, детям это очень нравится - и мальчикам, и девочкам. Это детей расслабляет, снимает напряжение в нашем тренировочном процессе. Потом, когда я ставлю номера на Кубок «Маугли», мне уже намного проще, потому что дети достаточно легко начинают двигаться под музыку. То есть я во время тренировки готовлю их к тому,и чтобы был «синхрон»,и чтобы они умели слышать, и делали все вместе.

- Наверняка, хореографией больше интересуются девочки. Или у вас другой опыт?

- На своем личном примере скажу, что в моих группах, наверное, 50 на 50. Я не беру только девочек. Мне нравится то, что у меня смешанные группы. И когда я ставлю спортивно-танцевальные номера, я беру мальчиков и девочек. Родители, видя, как их мальчик начинает танцевать, наверняка задумываются о том, почему бы не отдать его танцевать. Кстати, много мам мне говорят, что их сын сам хочет пойти «в танцы», его даже не надо переубеждать.

- Случалось ли, что вы, видя очень хорошие задатки у ребенка в плане хореографии, убеждали родителей отдать этого ребенка именно в танцы?

- У меня были случаи, когда родители, зная, что я танцую профессионально, спрашивали куда можно отдать. Но в основном у детей получается совмещать и танцы, и гимнастику. Допустим, два раза в неделю гимнастика, два раза в неделю танцы. Это дает очень хороший результат. Родители, даже когда отдают в ансамбль, не спешат забирать ребенка из гимнастики, потому что сейчас хореография вообще уходит в сторону зрелищности, в сторону акробатики, в сторону гимнастики. Любое хореографическое, танцевальное направление стремится зрителя удивлять, нужно делать какие-то акробатические элементы. Поэтому наше направление в «Маугли» является оптимальным для подготовки детей к дальнейшему обучению в хореографических студиях и школах.

- Вообще до какого возраста можно совмещать спорт и танец?

- Скажем так, бесконечно. Если, допустим, у тебя в жизни два педагога, и ты движешься по двум направлениям, это очень здорово. Ты развиваешься сразу же в двух направлениях, и одно дополняет другое, одно помогает другому. Поэтому в итоге это дает очень хороший результат.

- Хореографических направлений очень много. Можете ли вы дать совет, как выбрать то, что лучше подойдет ребенку?

- Классический танец (балет) очень требователен к фактуре ребенка, к тому, как он сложен. Видя, допустим, легкую девочку, тонкую, но сильную, скоординированную и гибкую, я родителям советую либо художественную гимнастику, либо фигурное катание. Я всегда смотрю на родителей. Понятно, что девочка скорее всего будет фигурой в маму. Поэтому если мама предрасположена к полноте, я всегда говорю «не мучать» ребенка, не отдавать ее, допустим, в хореографическое училище. Будут ребенка гнобить из-за этого веса, что может вообще негативно сказаться на формирование личности у девочки. Поэтому мы всегда с родителями, иногда месяц-два, ищем куда пристроить выпускницу или выпускника.

- И куда же чаще всего уходят ваши выпускники?

- Я знаю, что дети попадают в современные коллективы, народные танцы. Наших детей с удовольствием берут и в профессиональный спорт. В процентном соотношении я не скажу, но, наверное, оно будет равнозначным.

Проработав 22 года в профессиональном коллективе, зная всю кухню, зная финансовую составляющую наших коллективов, я не очень советую и родителям идти в профессиональное танцевальное искусство. Лучше танцевать для себя, для своего собственного удовольствия, для поддержания фигуры. И вообще родителям очень часто говорю, что главное - хорошо закончить школу. Выучить ребенка, потому что все это очень зыбко. Если человек получает травмы, а все ставки сделаны на его физическое образование, то тут можно очень сильно обжечься. Ребенок должен получить хорошее образование интеллектуальное и плюс физическое образование. Честно говоря, так и сделали мои родители: я закончила нормальную среднюю школу с медалью, получила высшее образование. Это сложно совмещать, но возможно.

- Можете дать совет родителям, как развивать в ребенке танцевальные навыки?

- Наверное, самое главное - это найти хорошего педагога для ребенка. Человека, который не только бы любил свое дело, любил бы детей, но и открыл бы эту любовь к танцу или спорту в ребенке. Всё в жизни надо делать с любовью, с желанием. Это, я считаю, - самое главное. И это может сделать только хороший, грамотный педагог. Поэтому развить навыки, конечно, можно самостоятельно, но это очень сложно. Нужен человек с профессиональным взглядом и умением, который найдет путь к сердцу ребенка. И если это произойдет, тогда ребенок раскрывается. Иногда с детьми можно творить чудеса, особенно теми, которые занимаются у тебя два-три года, которые тебе доверяют. Нет границ в том, что может творить ребенок!

 

Автор – Влада Сорокина

 

 Прослушать интервью

Ваше сообщение отправлено!

Вы допустили ошибку, исправьте и повторите снова!

Ваш браузер устарел.

Для корректной работы сайта установите новый браузер.

slide_1 slide_2 slide_3 slide_4