Интервью с Ириной Бернат и Люцией Талиповой

Спорт, здоровье и достижение целей – знакомство с тренерами «Маугли» Ириной Бернат и Люцией Талиповой.

Минск постоянно растет, а вместе с новыми кварталами появляются и новые филиалы клуба «Маугли». Совсем скоро у юных гимнастов будет возможность тренироваться в микрорайоне «Лебяжий». Как и во всех других залах клуба, здесь применяются не только высокие стандарты к месту для тренировок, но и не меньшие требования к тренерам. При этом каждый педагог в «Маугли» - личность, которая не только следует всем правилам клуба, но и вкладывает частичку души в своих учеников. 

В новом филиале осваивать азы гимнастики малыши будут под руководством Ирины Бернат и Люции Талиповой. У этих тренеров немало общего, например, собственное спортивное прошлое и высшее образование в этой сфере, которые помогают им и в нынешней работе.

Ирина Бернат  В детстве я занималась спортивной гимнастикой. У меня есть разряд – кандидат в мастера спорта. Но при поступлении в университет физкультуры я выбрала педагогическую оздоровительную направленность, а не профессиональный спорт. Но тем не менее люблю видеть результаты своего труда в спортивной деятельности моих учеников. То есть у меня не только оздоровительное направление, но и стремление к какому-то небольшому спортивному результату, если ребенок сам этого желает.

Люция Талипова   С четырех лет я начала заниматься спортивной гимнастикой. В нашем детском саду набирали детей в группу. И подруга мамы буквально заставила её меня отдать, потому что во мне было очень много энергии. Потом меня перевели в акробатику. В прыжках на акробатической дорожке я успела получить звание мастера спорта СССР. А затем перешла в групповую акробатику, где стала мастером спорта международного класса. В Узбекистане, откуда я родом, я закончила специализированный институт. И у меня есть диплом преподавателя и тренера. 

Путь Люции из Узбекистана в Минск получился долгим и интересным. После окончания спортивной карьеры в её жизни появилось цирковое искусство. Которое, в итоге, и привело этого тренера в клуб «Маугли».

Люция Талипова  Я немного поработала тренером, а потом приехала подруга, которая и решила задействовать меня в цирковой сфере, где я выступала более 10 лет. Однажды, уже в Минске, мы репетировали в зале, рядом с которым находился и зал гимнастики. Там я познакомилась с Мариной Заржицкой, которая узнала, что я закончила карьеру в цирке, и предложила мне поработать в «Маугли». 

Работа детского тренера – это особая сфера, где просто теоретических знаний, полученных в университете, недостаточно. Обе наши героини не перестают совершенствоваться в профессии.

Ирина Бернат  Образованный человек отличается тем, что он знает, где посмотреть нужную ему информацию. Университет дал базу в том смысле, что я могу за счет знаний, полученных там, фильтровать весь поток информации и в интернете, и в книгах. Подбирать непосредственно то, что мне подходит, что я бы хотела применить в своей спортивной деятельности как тренер и педагог. Институт дал фундамент, а для совершенствования я посещаю курсы, которые мне интересны, читаю статьи в интернете и специализированные книги.  

Люция Талипова   Старший тренер Марина Панкова посоветовала мне первое время присутствовать на занятиях у некоторых тренеров, у которых неплохо получается общение с детьми. Для меня поначалу было немного страшно иметь дело с группами детей двух-трёх лет. Когда мне сказали, что работают с этими малыми детками, то, естественно, я немного испугалась. Но в конце концов для всего этого я заканчивала институт. Я ходила смотрела, училась, читала. Смотрела обучающие видео клуба Маугли, как занимаются с детьми, какие есть игры. 

Найти подход к маленькому ребенку – целое искусство. Ирина и Люция овладели им в полной мере.

Люция Талипова   Во-первых, малыши занимаются с родителями. И в первые два занятия у большинства из них происходит ознакомление с залом. Им нужно всё пощупать, ведь они увидели так много всего: и мячи, и реквизит, и лестницы… Они бегают, смотрят, особенно их интересуют батуты… Потом потихоньку начинаешь заниматься, тем более, что это происходит в группе, им становится интересно. Ты придумываешь какие-то игровые задания.

Ирина Бернат   Каждый ребенок – это индивидуальность, личность. И в ходе нашего общения я стараюсь применить такой метод как активное слушание. Я стараюсь узнать ребенка, его желания, стремления и, исходя из этого, корректировать свой подход к этому ученику. 

Здесь важна совместная работа и тренера, и родителей. Возраст наших детей очень юный. И многое зависит от родителей, на сколько они будут готовы к преодолению трудностей ради своего ребенка. Каждый родитель хорошо знает своего сына или дочь. И важно находить компромиссы, договариваться. Не силой тащить ребенка в зал, чтобы не выработать у него негатив на всю жизнь (хотя родитель под силой своего авторитета может заставить). Наша задача – привить на всю жизнь и развить такие качества, как умение трудиться, научиться взаимодействовать, работать в команде, добиваться поставленных целей. А это всё можно достичь в результате разговоров, убеждения. Такого мягкого подхода к ребенку. 

Взрослый человек знает, для чего это делается, а ребенок не всегда понимает, что это дается ему во благо, что родители хотят его видеть хорошо развитым, здоровым физически, да и психоэмоционально. А если ребенок постоянно смотрит телевизор, мультфильмы, где-то в электронных играх, то в дальнейшем могут возникнуть проблемы с социализацией: как общаться, как выйти в этот реальный мир. Поэтому очень важно, чтобы взрослый человек понимал, для чего он это делает, зачем он «мучает» своего ребенка (в понимании самого ребенка). Поэтому важно научиться слушать своего ребенка, понимать.  И каждый родитель выберет какой-то индивидуальный подход к своему ребенку, как его убедить, замотивировать. 

Конечно, для существуют и практические способы превратить рутинную тренировку в удовольствие для малышей. Их тренеры тоже активно используют.

Люция Талипова  У нас почти для всех есть призы – наклейки, в блокноты ставятся оценки. Но оценки в виде солнышек, тучек.  Тучка – это значит, что сегодня ты был не очень послушным. Мы их якобы «пугаем», мол, нарисую тебе тучку или будет у тебя грустное солнышко… Понятно, что все дети хотя солнышко веселое, чтобы оно улыбалось. Большего, чтобы вовлечь  их, и не надо. А заинтересовать можно только игрой, если речь о малышах. А у детей постарше – другой стимул, индивидуальный. Кто-то хочет чему-то научиться. Есть дети, которые несмотря на то, что у нас оздоровительная гимнастика, хотят научиться делать колесо, что-то посложнее, шпагаты. Хотя это случается очень редко, дети не любят растягиваться. Но несмотря на это, есть и такие. Тогда ты объясняешь, что не обязательно тебе будет очень больно, но только если ты будешь уделять этому больше времени, не только два раза в неделю. Есть дети, которым интереснее побегать-попрыгать, к ним другой подход. Объясняешь, что, если мы сегодня успеем как можно больше сделать, у нас останется время на развлечения. Им очень интересно попрыгать на батуте. Я говорю, что у нас есть такие-то задачи, нам надо укрепить сегодня мышцы, порастягиваться. Если мы успеваем, то, конечно, попрыгаем на батуте. Но всё зависит от вас, на сколько вы будете слушаться. 

Ирина Бернат  Я смотрю в ходе занятия за состоянием своих учеников. Бывает, например, пятница, конец рабочей недели, детки всю неделю ходили в сад, они могут устать, быть капризными. Вроде всё нравится в ходе занятия. Но надо где-то снять это эмоциональное возбуждение. И тогда я активно применяю подвижные игры. Исходя из того, в каком состоянии находятся дети, я подбираю им игру. Когда говоришь: «Ребята, устали? Давайте поиграем!», дети всегда на это с удовольствием отзываются. А уж какая будет игра, я никогда заранее не говорю. И порой в ходе тренировок дети спрашивают: мы будем играть? Конечно, но чуточку позже. И мы стараемся выполнить поставленную для себя программу нашего спортивного занятия, и потом игра их раскрепощает, но в то же время через игры идет непрерывное совершенствование физических и других качеств, умение взаимодействовать друг с другом в ходе игры. У меня в качестве приза больше используются игры. Но могу в конце учебного года сделать от себя маленькие подарки. Не только наклейки, но и какие-то сувениры. 

В клубе «Маугли» дети – это не просто «материал», из которого тренеры создают будущих спортсменов. Но и источник вдохновения для своих наставников.  

Люция Талипова  Я поняла, что иногда дети даже подсказывают, как и что можно сделать. Когда мы разучиваем какие-то новые движения, пытаемся найти новые упражнения, бывает, раскладываешь инвентарь - обручи, канаты - подходит ребенок и начинает что-то сам делать. Ты понимаешь, что он этого еще не делал. Ты думаешь: интересно, а почему бы и не попробовать. И действительно, во-первых, видишь, что он начинает показывать свои какие-то способности, ну и плюс получилось, что помог тебе в чем-то разобраться, придумать что-то новенькое. Даже иногда начинаем это сразу снимать.

Ирина Бернат  Все детки, безусловно, разные, но, когда идет тренировка, я их собираю, мы стараемся работать в одном ключе. Я их чему-то обучаю, но и сама благодаря им чему-то учусь, наблюдая со стороны и слушая своих учеников. Яркие события мне сложно припомнить, но я всегда ценю, когда мои ученики дарят просто так какой-то подарок, сделанный своими руками: рисунок, аппликацию, по-особенному оформленную фотографию. Думаю, моё доброжелательное отношение к ребенку его стимулирует не только приходить на тренировку, но и пообщаться с тренером, сделать ему какой-то приятный сюрприз. При этом я детям не говорю, что они должны что-то сделать, это именно добровольное желание, и я всегда с радостью такие подарки от своих учеников принимаю.

Польза от занятий спортом в раннем детстве – очевидна. Но мы попросили тренеров «Маугли» рассказать о главных плюсах на их взгляд.

Люция Талипова   Во-первых, дети становятся более дисциплинированными. В спорте помимо того, что они общаются, некоторые дети начинают друг другу помогать. Если видят, что кому-то тяжело. Я считаю это важным в отношении с людьми. И это всё они видят в спорте. Они занимаются вместе. Плюс еще формируется физический каркас, осанка. Меняется в лучшую сторону даже отношение к себе. Если, например, есть склонность к полноте у ребенка, мы можем подсказать родителям по поводу питания, чтобы он привык к правильному режиму, с возрастом ему становится привычно питаться правильно. Ребенок даже не замечает, что держит какую-то диету. Дисциплина, отношение к питанию, к себе, взаимоотношения между детьми – вот плюсы. Мы видим результат, который появляется постепенно. 

Ирина Бернат  Многое зависит не только от природных данных ребенка, но и от характера. В ходе своих занятий я преследую такую задачу, как научить трудиться, работать над собой, ставить цели и достигать их. Когда ребенок маленький, мы не можем на сто процентов знать, каким он будет во взрослой жизни. Но если со временем понимаешь, что ребенок очень болеет этим видом спорта и хочет себя видеть на соревнованиях высокого уровня, то, вполне, такой ребенок с хорошей работоспособностью получит результат.    

Люция Талипова   Иногда, когда приводят ребенка, ты видишь, что он способен на большее. Ему нужна не просто оздоровительная гимнастика или вообще гимнастика, а может, акробатика, легкая атлетика, плавание. Ты видишь данные ребенка и советуешь родителям, куда направить его. Но, естественно, это решать родителям или ребенку, если он в таком возрасте, чтобы мог сказать «да, я хочу». По физически данным мы направляем детей еще и в профессиональный спорт. У нас такие глобальные цели. Да, у нас есть «мауглиады», турниры, на которых мы ставим номера, дети участвуют и им нравится. Но это не самое главное.

Ирина Бернат  Порой, приходит ребенок и по нему заметно, что у него хороший спортивный характер. Он всегда хочет быть первым, целеустремленный, старается. И такой ребенок в большинстве случаев очень хочет показать свои результаты. На базе нашего клуба проходят разные соревнования: по ОФП, «Кубок Маугли». Такого ребенка в большинстве случаев сразу заметно в группе. И с ним можно больше поработать после тренировок. Обсудив, конечно, с родителями их взгляд на этот вопрос – выступление, показательный номер. Потому что работа всегда идет в команде с родителями: подготовка тех же костюмов, образа. Конечно, спрашиваем у ребенка, кем бы он хотел быть. Дети могут даже сами подобрать музыку. И когда есть такое желание у ученика, как тренер я стараюсь выводить таких детей хотя бы на наши соревнования. Но иногда можем принять участие и в соревнованиях других школ. А если ребенок совсем заинтересован в профессиональной спортивной деятельности, то сотрудничаем с СДЮШОР, которые набирают таких детей. И мы помогаем ребенку сделать выбор, чтобы он мог себя реализовать. 

Конечно, в профессиональном спорте тренерам легче установить ориентиры: выиграть чемпионат страны, мира, Олимпийские игры… В клубе «Маугли» таких высоких целей, естественно, перед своими воспитанниками никто не ставит. В чем же тогда Люция и Ирина видят своё главное тренерское предназначение? 

Ирина Бернат Таких высоких целей я для себя как тренер не ставлю. Мне важно научить, создать фундамент, поделиться своим опытом и передать этих деток. Гимнастика - сложнокоординационный вид спорта, где случается всякое, в том числе и травмы. Я предпочитаю работать в массовом спорте, он доступен всем на том этапе, на котором я даю эти тренировки. А дальше ребенок при его желании поступает в СДЮШОР, где есть соответствующие условия и можно дальше развиваться. 

Люция Талипова  Задачи у всех тренеров «Маугли» – чтобы ребенок был здоров физически и духовно. Потому что изначально мы несем оздоровление физическое. Самая главная задача - чтобы родитель видел, что ребенок стал сильнее, крепче, как физически, так и морально. Благодаря спорту, он понимает, что нужно что-то преодолеть. Какой-то ребенок просто перепрыгнет через препятствие как-нибудь неправильно или обежит, кто-то будет стоять, готовиться, понимая, что надо это сделать. И если он вдруг почувствует, что совсем не сможет, то позовет тренера и попросит о помощи. Постепенно ребенок понимает, что цель поставлена и ее нужно преодолевать. И это потом, естественно, в жизни пригодится: каждую цель, которую ты поставил, нужно преодолеть. А не так, что ты её просто обошел. 

 

Влада Сорокина

Ваше сообщение отправлено!

Вы допустили ошибку, исправьте и повторите снова!

Ваш браузер устарел.

Для корректной работы сайта установите новый браузер.

slide_1 slide_2 slide_3 slide_4