Наказания бесполезны!

Наказания бесполезны!

1. Лучше хорошо воспитывать, чем искать идеальное наказание.

Наказание не имеет никакого отношения к воспитанию. Какими бы они ни были – телесными, символическими, демонстративными или любыми другими, - они не могут по-настоящему  способствовать развитию ответственности и самостоятельности. Чтобы воспитать ребенка, надо понимать ход его развития, принимать его естественную незрелость, уметь выявить его способности и никогда не унижать ребенка.

photoКогда рождается ребенок, к нему не прилагается руководства со способами решения всех тех разнообразных и непредсказуемых проблем, с которыми столкнутся родители по мере его взросления. Быть родителем непросто!

 Ответы на наши вопросы о воспитании часто оказываются бесполезными, потому что мы не умеем формулировать правильные вопросы: «Как мне его наказывать, если он не слушается?», «Мне самой на него накричать или будет лучше, чтобы отец тоже вмешался?», «Какое наказание подходит лучше всего, чтобы ребенок не сидел целыми днями за видеоиграми?» и т.д. Большинство родителей уверенны в том, что только оплеухи, шлепки и затрещины могут положить конец капризам, скорректировать неправильное поведение, совершенно безвредны и помогут  ребенку хорошо себя вести. Эмоциональность – вот, что мешает родителям осознанно подходить к воспитанию. Родители, которыми правят эмоции,  очень быстро реагируют на поведение ребенка словами, а порой криками и наказаниями. Они  всю душу вкладывают в воспитание, но без толку. На смену наказаниям должна прийти хорошая организация воспитательного процесса. 

Можно привести  пример одной семейной пары, у которой двое детей: «Когда дети остаются с папой, им удается вить из него веревки, они отрываются на всю катушку, они творят, что взбредет в голову, и он закрывает на это глаза, так как он много работает, редко проводит с ними время, и не хочет быть  с ними строгим.  Мама в противоположность папе проводит с детьми много времени: она водит их на занятия, ухаживает за ними, проверяет домашнее задание, следит, чтобы они хорошо себя вели. Когда необходимо умеет быть строгой.

Папа по отношению к детям намного мягче и когда мама наказывает детей, они приходят к папе, и он ничего с собой не может поделать, отменяет наказание. Жена злится на мужа, и она права».

Родители должны придерживаться единой позиции. Когда родители умеют договориться и прийти к общему решению, дети чувствуют себя увереннее и спокойнее. Родители могут достичь своих целей посредством хорошей организации воспитания.  

Поведение ребенка всегда зависит от того,

что позволяют ему взрослые – явно или нет,

сознательно или несознательно.

 

2. Наказания сегодня: рассказывают дети и родители.

 

Был проведен опрос в школах, в разных регионах Италии. Учителя задавали своим ученикам два простых вопроса: «Родители тебя наказывают?» и «Если да, то как?».

Невероятно, насколько дети считают наказания чем-то само собой разумеющимся. Они редко жалуются и возражают против них. Они будто смирились с тем, что наказания неизбежны. Ответы учеников:

- Лукреция, 9 лет: Обычно мне запрещают смотреть телевизор или играть на планшете. Иногда могут дать подзатыльник»;

- Грета, 8 лет: «Мне запрещают ходить на танцы – на одну или две недели, в зависимости  от того, насколько родители рассердились»;

- Джасмин, 9 лет: «Меня заставляют помогать на кухне, не дают играть на планшете, запирают в темной комнате или не разрешают играть  с  подружками»;

 - Дамиано: «Когда  плохо себя веду, родители меня бьют. А если я им грублю, запирают в комнате и не разрешают играть в футбол».

Всем этим детям поведение родителей кажется совершенно естественным. Дети описывают ситуацию, констатируя происходящее. Мы не находим примеров сопротивления родительскому поведению.

 Дети рассказывают о наказаниях и поводах для них точно так же, как о любом другом моменте повседневной жизни, даже когда речь идет о применении к ним физической силы. Они очень нуждаются в авторитете, в родителях, которые могут создать безопасное пространство, совершенно необходимое каждому ребенку.

Родитель, находящийся в плену собственных эмоций и идущий на поводу у своих чувств, не может добиться достойных результатов.  Надо искать конкретные шаги, которые помогут наладить ситуацию. Для этого необходимо признать, что дети зависят от нас и мы должны научиться принимать правильные решения и организовывать воспитательный процесс.

Однако очень часто родители находятся в плену своего прошлого.  Отвергнуть методы воспитания, которые навязывает нам прошлое, совсем нелегко. Вот что пишет сорокалетняя Виола, у которой маленькая дочка, год и три месяца:

 «Когда я была маленькая, мои родители, к сожалению, не умели держать себя в руках. Они были замечательными, любили и продолжают любить нас, но была в них склонность к агрессии – из-за неопытности и травматичного прошлого обоих. Нарваться на наказание, было очень просто. Когда у моей сестры появились дети, она тоже стала их бить и наказывать.

Я боюсь агрессии, которая живет во мне. Мне бы не хотелось бить мою дочь. До сих пор не могу забыть чувства унижения, бессилия и уязвимости. Я не хочу, чтобы моей дочери пришлось испытать это. Но я боюсь, что девочка вырастет избалованной и непослушной. Мне хочется ездить в гости к родственникам и не видеть, как они устают от ее капризов, когда ей хочется открывать все ящики и вываливать на пол их содержимое…»

Виола с сестрой жила в сложной обстановке и систематически подвергалась телесным наказаниям. Теперь она не знает, как воспитывать дочь.

 Взрослым не всегда удается осознать свой детский опыт и воспротивиться его влиянию. Порой они автоматически, не задумываясь воспитывают детей так, как воспитывали их самих родители. Вы можете осуждать прошлое  и  не  одобрять  его, но  это не поможет Вам в воспитании ваших детей. Лучше настройтесь учиться, а не осуждать. Чтобы действительно измениться, нужно дистанцироваться от прошлого. Но одного этого не достаточно: нужно еще найти альтернативные способы поведения. Осознать ошибки своих родителей – хороший исходный пункт. История собственного воспитания – вот  главная  книга, которую нужно изучить, чтобы стать организованным родителем.

3. Хорошо воспитывать – возможно

 

Найти новый эффективный стиль воспитания, который избавит вас от необходимости спорить, показывать свою власть и унижать ребенка, - возможно.

Прежде всего, надо понять, с кем мы имеем дело.  Прежде чем принимать необдуманные решения и прибегать к наказаниям, стоит задаться вопросом: в чем же заключаются особенности возраста моего ребенка? Какие черты характерны для его стадии развития?

 Искусство воспитания заключается в том, чтобы справляться с естественными особенностями ребенка, помогая ему постепенно адаптироваться к обществу и осознавать нормы, по которым оно живет. Таким образом, ребенок станет самостоятельным и научится жить в социуме. Чем более гибок этот процесс, чем реже он прерывается угрозами, криками и наказаниями, тем в более позитивном ключе воспринимаются правила, а ребенок растет более уверенным в себе.

 Ошибаться, не справляться с эмоциями, думать и чувствовать не так, как взрослые, делать все в своем темпе – не проступок, а совершенно естественный процесс. Мы должны принять это как факт. Идти против природы бессмысленно и опасно. Чем больше мы будем знать, чем лучше будем поддерживать дистанцию и чем меньше драматизировать ситуацию, тем быстрее у нас получиться организовать воспитательный процесс.

 

Дети и подростки не ошибаются. Они нуждаются

в том, чтобы узнавать новое и учиться жить.

Они ничего не делают назло, их незачем наказывать.

Им просто не хватает знаний.

 

 

автор Юлия Зайцева

Ваше сообщение отправлено!

Вы допустили ошибку, исправьте и повторите снова!

Ваш браузер устарел.

Для корректной работы сайта установите новый браузер.

slide_1 slide_2 slide_3 slide_4