Ребенку скучно на тренировках, отсутствует желание тренироваться

Прослушать всё интервью:

Ситуация: ребенку скучно на тренировках, отсутствует желание тренироваться. В чем причина?

Ответ психолога (Владимир Сивицкий, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии, спортивный психолог):

Во всех действиях ребенка мы должны искать какие-то мотивы. Если это случилось неожиданно, все равно что-то стало побуждающим фактором. Например, он восстановил свои занятия после летнего отдыха и пока еще хорошо не вошел в очередную систему, и тогда это можно рассматривать как адаптацию. Если эта потеря интереса произошла в течение сезона, это, возможно, связано с большой нагрузкой, например, при эмоциональном выгорании. Или, может быть, произошла ситуация, когда ребенок с удовольствием занимался у одного тренера, пришлось по какой-то причине тренера поменять. Бывает, что он ходил за компанию с другом, который перестал посещать занятия, и ему стало тоже не очень интересно. В любом случае беседа с ребенком поможет расставить точки над i. Несмотря на то, что он может сам не ощущать эту причину, но наводящими вопросами тренер или родитель может выявить ее. Пропадание интереса бывает иногда у детей, у которых не совпадают новые цели и мотивы занятий,пропало то, ради чего-то он ходил и ему было интересно. Может быть ему нравились упражнения, которые у него получались, или, наоборот, упражнения получались и перестали получаться. Поэтому ребенок не чувствует, что у него что-то получится, не чувствует похвалы взрослых и ему хочется

Ребенок говорит, что ему не нравится заниматься, но на деле у него всё получается, и на тренировки ходит с удовольствием. В чем причина?

Ответ психолога:

Такие ситуации чаще характерны для подросткового возраста, хотя случаются и в дошкольном. Это происходит нередко тогда, когда ребёнок старается, делает, но у него не то, что плохо получается, а завышены ожидания. И он подсознательно перестраховывается от негативных оценок. Тем самым как бы делает больше, чем надо, и в любом случае это будет позитивно оценено:«я лучше скажу, что там неинтересно, или у меня не очень получается, а на самом деле я стараюсь». Это своего рода ложная скромность.

Бывают ситуации, когда ребенок, отвечая на вопросы взрослых, дает, как говорят в психологии, «социальноодобряемые ответы». Т.е. отвечает так, как ему кажется, хотели бы услышать родители, а не то, что есть на самом деле. Возможно, он услышал от взрослых не очень благоприятные отзывы: мол, подумаешь, занимается, ничего серьезного в этом нет. Услышал и сделал для себя выводы, что это не очень важно. Ребенок как бы поддерживает линию родителей. В такой ситуации стоит обращать внимание не на слова ребенка, а на его поступки и действия. Если он старается и всё делает, то есть смысл понаблюдать за ребенком какое-то время. Дети дошкольного и младшего школьного возраста обычно стремятся что-то делать для похвалы. Пусть это будет устное поощрение, банальная конфетка, открытка или грамота.

Стоит ли продолжать занятия спортом, если родители не ждут больших успехов, да и сам ребенок показывает весьма средние результаты?

Ответ психолога:

Любые занятия физической культурой и спортом приносят пользу здоровью, если мы, конечно, не нарушаем режим и не форсируем подготовку.Другое дело, если есть альтернатива, например, в выборе вида спорта, куда вложить больше сил и средств.Бывает родители хотят, чтобы ребёнок занимался одним видом спорта, ребёнок хочет заниматься чем-то другим. Может быть ситуация, когда ребёнку в общем-то всё равно, а родителям становится трудно водить ребенка или возникают финансовые проблемы.

Любой ребёнок, при доле старания, может достичь определенных успехов практически в любом виде спорта. При сформированной мотивации (а это уже задача не только родителей, но и тренера) ребенок способен достаточно успешно выступать на протяжение всей учебы в школе. Это может стать для него очень хорошей дополнительная деятельностью, сферой, где он закаляет свой характер, формирует какие-то важные качества. В этом плане желательно, чтобы каждый ребенок обязательно позанимался спортом в любой секции. Естественно, существует динамика интересов: из одной секции дети переходят в другую, из спорта уходят в музыку, оттуда – в кружок рисования и т.д. Важно чтобы ребёнок был занят чем-то полезным.

Сегодня при большом разнообразии интересов у ребёнка, мы должны понимать, что спорт далеко не всегда стоит на первом плане. Задачи, которые могут стоять у занятий спортом, совсем не обязательно должны быть в виде медалей, разрядов и успехов .Человек может стремиться«сделать» фигуру, изменить вес, стать сильным и т.д.Ориентировать юного спортсмена, в том числе и в дошкольном возрасте, на решение существующих задач зоны ближайшего развития. Однозначно стоит заниматься спортом, можно рассмотреть различные секции, если есть такая возможность. Но базовая гимнастика, которая дается в школе «Маугли», это та основа, которая пригодится всегда и везде.

Иногда родители переносят свои нереализованные спортивные амбиции на ребенка. Плохо ли это?

Ответ психолога:

Плохого здесь нет ничего, если это не мешает развиваться личности ребенка. Иногда мы подсознательно наводим ребенка на те дела, которые сами знаем лучше. Или же стремимся продолжить династическую традицию. У ребенка же могут проявиться какие-то свои интересы, и нужно просто быть внимательным к тому, чтобы его личность развивалась в том направлении, в котором у него есть способности.

Спорт и, в частности, гимнастика дают хорошую базу для того, чтоб потом направить усилия в самые разные сферы деятельности. Стремиться к высоким спортивным достижениям в раннем возрасте нецелесообразно: существует огромное количество примеров, когда спортсмен раскрывался только в подростковом, юношеском или даже во взрослом возрасте. Но если не будет заложена соответствующая база, то, конечно, и раскрываться будет нечему.

Насколько сильным должен быть диктат родителей в этом плане? Если родитель с ребенком проходит по различным секциям, предлагает разные варианты, а ребенок выбирает, что бы ему хотелось делать, где бы ему было комфортно находиться, где понравился тренер, где понравились тренировки, атмосфера, это - не диктат, а помощь в выборе. Пусть родитель расскажет о своей жизни, карьере, сколько он получил удовольствия от своих занятий и почему, например, ему не удалось достичь тех вершин, о которых он мечтал. Это могло бы замотивировать самого ребенка попробовать пойти дальше. Поэтому в таком «диктате» я не вижу ничего плохого, если только речь не идет о том, что ребенка насильно заставляют делать то, что он не хочет.

В современном мире множество соблазнов: мультики, гаджеты, игры с друзьями. Как ребенка мотивировать к занятиям спортом, если существуют менее полезные, но более приятные альтернативы?

Ответ психолога:

Альтернатива была всегда: можно лежать на диване, можно выйти на улицу, подвигаться, пообщаться с друзьями. Даже наличие гаджетов здесь кардинально ничего не меняет. У ребенка есть потребность в большом количестве активности, в том числе и двигательной. Ее, по понятным причинам, нельзя проявить в школе или в садике, где шустрые дети - головная боль воспитателя. Но то, что у ребенка есть эта активность, и он хочет ее куда-то направлять, должно, безусловно, как-то стимулироваться. Одним из таких способов как раз и являются занятия спортом. Они должны быть вписаны в режим дня, когда ребенок знает, что надо в любом случае сходить на тренировку. Не должно быть такого, что родители ленятся вести на тренировку. Для ребенка, если он записался в секцию, тренировка должна быть обязательном мероприятием.

Если процесс тренировки у него не вызывает никаких проблем, то и организационные вопросы обычно тоже не возникают. Мультик можно посмотреть вечером, поиграть на компьютере можно в другое время. Распорядиться своим ресурсом времени - это тоже умение, которому ребенок должен научиться. И родители должны ему в этом помочь. Запрет на что-то не будет эффективным. Нельзя ставить ультиматум: посмотришь мультики, если сходишь на тренировку. Взрослый должен помочь ребенку с выбором и стать для него партнером. Предложить: давай сейчас сходим на тренировку, а потом вместе посмотрим мультик. Для ребенка часто важен не столько сам процесс просмотра мультика, а наличие взрослого рядом.

Соблазнов у ребенка сегодня действительно много, но нужно искать и находить эмоциональную привлекательность тренировочных занятий. Потому что скучная тренировка, безусловно, отбивает желание заниматься спортом.

Как следует относиться к тренировкам в раннем возрасте: как к игре или серьезному занятию? 

Ответ психолога:

С любым человеком нужно беседовать на его языке. Для ребенка его язык – это, прежде всего, язык игры. Но не нужно забывать, что игра для него – это серьезное дело, при котором происходят какие-то важные мероприятия. Ребенку бесполезно рассказывать о его карьере, она еще далеко впереди, и он о ней не задумывается. Но при этом он может, потренировавшись, успешно выступить на ближайших соревнованиях, заработать какой-то приз, похвалу тренера и т.д. И об этом, естественно, говорить надо.

Любое действие, которое совершает ребенок, даже самое, казалось бы, обыденное, может быть преподнесено как достаточно серьезное мероприятие: утренний туалет, игра, чтение и, конечно, тренировка. Но всё это может и должно происходить в игровой, эмоционально привлекательной форме. Тренировка может быть более или менее продолжительной, но именно тренер определяет, какой объем нагрузки нужен тому или иному ребенку.

Как объяснить ребенку, что требовательный тренер – его союзник, а не враг. И где грань между требовательностью и жестокостью?

Ответ психолога:

Эта грань достаточно субъективна. Есть дети, на которых нужно действительно где-то и покрикивать. Юные спортсмены очень часто переносят на тренировку модели детско-родительского поведения. Если в семье принято общаться в командном стиле, иногда кричать друг на друга, то ребенок абсолютно спокойно воспринимает все «наезды» тренера. А если в семье не повышают голос, то кричащий тренер, конечно, - нонсенс для ребенка и большой стресс.

С одной стороны, тренер должен быть требовательным, потому что спортивная деятельность связана с преодолением каких-то трудностей. Иногда именно требовательность тренера может подтолкнуть ребенка превозмочь себя. При этом очень важно показать: вот, смотри, ты справился, ты сделал это!И даже маленькие, сиюминутные достижения ребенка становятся, порой, стимулом: я смог, я сделал, вчера я два раза отжался, сегодня - три. Важно, чтобы значимый взрослый, не только тренер, но и родители, отмечали эти успехи.

Требовательность тренера не должна переходить в жестокую систему наказаний.Есть наставники требовательные, а есть - перегибающие палку в системе наказаний. Конечно, сегодня таких тренеров гораздо меньше, изменилась сама система подготовки спортсменов. В профессиональном спорте известны стратегии, когда ребенок боится тренера больше, чем выполняемого элемента. Но если мы занимаемся для себя, для здоровья, для перспектив в будущем, безусловно, главным стремлением ребенка должно быть получение удовольствия от выполняемой деятельности, от мышечной работы, от того, что получилось новое упражнение, новое комбинация, от похвалы тренера, за то, что ребенок сделал лучше, чем до этого.

Важно, чтобы тренер был объективен и справедлив. Дошкольники чаще всего любят добрых тренеров, ведь им важно социальное одобрение взрослых. А начиная с младшего школьного и, особенно, в подростковом возрасте принципиальной становится справедливость наказания: если я провинился, я готов понести наказание. И это принимается юным спортсменом как правила игры.

В дошкольном возрасте для детей на первом месте находится сам процесс игровой деятельности. Им неважно кто победит, важно, чтоб было интересно в процессе, чтобы это увлекало, было разнообразно. А вот соревновательный элемент появляется немножко позже. Даже в младшем школьном возрасте еще не у всех детей сформированы соревновательные качества. Для них стремление победить самого себя или товарища по группе может и не быть стимулом для выполнения какой-то деятельности. Тогда надо искать эмоциональную привлекательность в этих действиях. Тренер может сказать, что в конце тренировки мы сделаем что-то приятное, интересное. А для этого должны 40 минут хорошо поработать. И ради этих последних десяти минут ребенок знает, что поработать стоит, а потом его ждет игра, и тренер с ними поиграет. Распределение этих поощрений и наказаний приводит к хорошему балансу эмоций. И требовательность тренера не превышает границы.

Что для ребенка важнее: победа или сам процесс тренировки?

Ответ психолога:

Этот вопрос стоит не только у детей, но и у взрослых. Существуют абсолютно разные виды мотивации, и главное, чтобы эта мотивация включилась. Для кого-то соревновательный элемент становится самым главным. Есть дети, особенно из многодетных семей, где идет конкуренция на уровне бытовых ситуаций, которые уже в 3-4 года более готовы к соревновательной деятельности. Для них важно самоутверждение через похвалу тренера, через лучшее выполнение, через более добросовестное отношение к тренировке. Но есть дети, для которых результат менее важен, главное - сам процесс.

В психологии всех спортсменов разделили по мотивации на «бойцов» и «техников». Для одного важно идеальное выполнение, именно ради этого он работает. А другому важна победа любой ценой. И это проявляется даже в маленьком возрасте. Поэтому, двигаясь по спортивной карьере и развивая себя в том или ином виде спорта, мы фактически не меняем эту мотивацию. Например, в спорте высших достижений есть мотивация достижения успеха и избегания неудач: понимаю, что мне не стать чемпионом, но важно не вылететь из команды, не опуститься ниже в рейтинге. Аналогичная ситуация присутствует и у детей. Кто-то боится, что его будут ругать и выгонят из секции, а кто-то этого не боится, но ему обязательно нужно стать первым на ближайших соревнованиях, иначе он теряет интерес. Существуют примеры, когда тренер, проводя соревнования, назначает первое и второе места, а все остальные участники занимают третье, т.е. они тоже призеры. Для ребенка очень важно, что он не оказался в аутсайдерах, а находится среди тех, кто стал третьим. Однако есть дети, для которых первостепенен сам факт выступления на соревнованиях и похвала родителей. В этой ситуации важно, чтобы похвала была не просто ради похвалы, а за справедливые вещи: например, у тебя не получалось «колесо», а сегодня получилось. Похвала, не соответствующая реальности, очень скоро перестает нести свой мотивирующий компонент. Мы должны даже в маленьком человечке видеть личность со своими склонностями и предпочтениями. И можем потихонечку влиять на это, формируя тот характер, ту линию поведения, которая социально одобряемая и желательна.

 Прослушать интервью

Ваше сообщение отправлено!

Вы допустили ошибку, исправьте и повторите снова!

Ваш браузер устарел.

Для корректной работы сайта установите новый браузер.

slide_1 slide_2 slide_3 slide_4